13 сентября 2021

Каковы особенности применения суммированного учета в лесном и сельском хозяйстве, а также в транспортных организациях?

При суммированном учете для работников, занятых на работах, непосредственно связанных с основным технологическим процессом в лесной промышленности и лесном хозяйстве (ст. 315 ТК), установлены следующие особенности:

– продолжительность ежедневной работы (смены) может увеличиваться, но не более чем до 12 ч с соответствующим уменьшением продолжительности рабочих дней в другое время учетного периода или (и) предоставлением дополнительных дней отпуска. В тех случаях, когда переработка сверх нормального рабочего времени не может быть по условиям производства компенсирована предоставлением другого дня отдыха и уменьшением продолжительности рабочих дней, она оплачивается как сверхурочная работа;

Справочно:
для работников, занятых на работах, непосредственно связанных с основ­ным технологическим процессом в лесной промышленности и лесном хозяйстве, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может уменьшаться, но не менее чем до 12 ч, не считая времени перерыва для отдыха и питания. При этом неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха могут суммироваться и предоставляться в виде других дней отдыха в течение учетного периода.

– продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может сокращаться до 32 ч. При этом в среднем за учетный период она должна соответствовать нормам, предусмотренным гл. 10 ТК.

В сельском хозяйстве (ст. 317 ТК) для рабочих растениеводства, организаций сельского хозяйства законодательно устанавливается суммированный учет за годовой учетный период. При этом в качестве учетного периода может выступать календарный или расчетный год.

Кроме того, нанимателю предоставлено право:

– увеличивать продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 ч, а с согласия работников – до 12 ч в период напряженных полевых работ (посев, уход за посевами, заготовка кормов, уборка урожая, вспашка зяби и др.);

– компенсировать возникшую переработку путем уменьшения продолжительности рабочего дня (смены) в другие периоды сезона или зимнее время или (и) предоставлением других дней отдыха. При этом один день отдыха предоставляется по общему правилу за 8 ч переработки.

Рабочим животноводства может устанавливаться нанимателем рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Справочно:
рабочим мастерских авто­транспорта, складов и других подразделений, обслуживающих организации растениеводства, также может устанавливаться суммированный учет на отдельные периоды напряженных полевых работ с увеличением для них продолжительности ежедневной работы до 10 ч. При этом в среднем за каждый учетный период продолжительность рабочего времени по графику работ (сменности) не должна превышать нормального количества часов.

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха в соответствии со ст. 318 ТК предусмотрены также в организациях связи, электроэнергетики и транспорта. Такие особенности определяются помимо норм ТК положениями о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.
Так, в частности, в организациях автомобильного транспорта особенности регулирования продолжительности рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей определены Положением № 82.

Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утверж­денное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).

Важно!
Для водителей авто­мобилей может вводиться суммированный учет с продолжительностью учетного периода, устанавливаемой нанимателем, но не превышающей одного календарного года.

При суммированном учете для водителей автомобилей Положением № 82 определены следующие особенности:

– еженедельная продолжительность рабочего времени может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю;

– ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 ч, а также 12 ч при выполнении:

• городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

• междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;

• автомобильных перевозок для собственных нужд;

– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) 12 ч более двух календарных дней подряд. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются 2 водителя;

– выходные дни предоставляются в различные дни недели согласно графикам работ (сменности);

– количество сверхурочных часов работы определяется по окончании учетного периода как разница между фактически отработанным временем, включая работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выполненную сверх установленной нормы рабочего времени, и нормой рабочего времени, установленной графиком работ (сменности) на учетный период;

Справочно:
для водителей автомобилей продолжительность ежедневного (между­сменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы может быть уменьшена нанимателем с согласия водителя автомобиля до 12 ч. При этом одна из частей данного отдыха не может быть менее 10 ч, а при выполнении автомобильных перевозок для собственных нужд организации – менее 9 ч.

– минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в среднем за учетный период и должна быть не менее 42 ч в среднем за учетный период.

Марина Чабанова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.