Небольшая организация по продаже канцелярских товаров с численностью 10 человек задумалась о грейдировании.
Что можно им предложить? Можно пойти сложным путем – максимально детально изучить все должности, провести глубокую аналитику и т.п., но это не имеет смысла, так как сотрудников мало и их задачи часто корректируются, компания быстро будет расти в ближайшее время, а значит, и профили должностей, и их список будут постоянно меняться. На основании этого решено остановиться на простом пути – использовании суммарных методов грейдирования.
Вначале рассмотрим использование метода рядов для данной ситуации.
Под методом рядов мы понимаем прямое ранжирование, присвоение некому имеющемуся иерархическому списку (от наименее значимой к наиболее значимой должности) рангов.
Итак, вначале с руководителем определяем критерии, по которым будем оценивать каждую должность. В итоговом наборе оказались следующие факторы: ответственность, самостоятельность, критичность ошибок, коммуникативная нагрузка, уровень физической нагрузки. Оценивать решили по 5-балльной шкале. Значит, максимальная оценка должности могла быть 25 баллов (5 критериев × 5 баллов).
В результате проработки имеющихся должностей получили такую картину (см. табл. 1):
Таблица 1
| 
			 Должность  | 
			
			 Ответственность  | 
			
			 Самостоятельность  | 
			
			 Критичность ошибок  | 
			
			 Коммуникативная нагрузка  | 
			
			 Интенсивность физической нагрузки  | 
			
			 Баллы (по ряду/ максимум)  | 
		
| 
			 Водитель  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 3  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 18/25  | 
		
| 
			 Кладовщик  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 2  | 
			
			 5  | 
			
			 19/25  | 
		
| 
			 Зав. складом  | 
			
			 5  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 2  | 
			
			 4  | 
			
			 20/25  | 
		
| 
			 Менеджер по работе с клиентами  | 
			
			 5  | 
			
			 4  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 3  | 
			
			 21/25  | 
		
| 
			 Бухгалтер  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 4  | 
			
			 3  | 
			
			 22/25  | 
		
| 
			 <…>  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
Затем соответственно набранным баллам присвоили грейды и определили вилки выплат с учетом оклада, компенсаций и т.п. (см. табл. 2):
Таблица 2
| 
			 Должность  | 
			
			 Баллы  | 
			
			 Грейд  | 
			
			 Вилка выплат (руб.)  | 
		
| 
			 Водитель  | 
			
			 18/25  | 
			
			 1  | 
			
			 800–1 100  | 
		
| 
			 Кладовщик  | 
			
			 19/25  | 
			
			 2  | 
			
			 900–1 200  | 
		
| 
			 Зав. складом  | 
			
			 20/25  | 
			
			 3  | 
			
			 1 100–1 500  | 
		
| 
			 Менеджер по работе с клиентами  | 
			
			 21/25  | 
			
			 4  | 
			
			 1 300–1 600  | 
		
| 
			 Бухгалтер  | 
			
			 22/25  | 
			
			 5  | 
			
			 1 500–2 000  | 
		
| 
			 <…>  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
Таким образом, для вновь прибывших устанавливался уровень оплаты труда по нижнему значению диапазона в соответствии с грейдом, а далее сумма может расти в рамках грейда. Нематериальные стимулы в организации (при их наличии) можно также распределить на основе сформированной системы.
Теперь рассмотрим применение для рассматриваемой ситуации другого суммарного метода – квалификационного.
Квалификационный метод предполагает формирование классов (рабочие, служащие и т.п.), а затем в эти классы включаются конкретные должности. Далее мы сравниваем должности между собой для определения диапазона баллов. Менеджеры определяют важность должностей исходя из текущих задач. Если они считают какую-то должность важнее – ставят «+», если нет – ставят «–».
В результате сравнения имеющихся в организации должностей получаем следующее (см. табл. 3):
Таблица 3
| 
			 Должность  | 
			
			 Водитель  | 
			
			 Кладовщик  | 
			
			 Заведующий складом  | 
			
			 Менеджер по работе с клиентами  | 
			
			 Бухгалтер  | 
			
			 Баллы  | 
		
| 
			 Водитель  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Кладовщик  | 
			
			 +  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 Зав. складом  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Менеджер по работе с клиентами  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 ‒  | 
			
			 ‒  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 Бухгалтер  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 ‒  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 <…>  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
После сравнения должностей и присвоения им баллов мы распределяем должности по сформированным классам: водителя и кладовщика – в «Рабочие» с диапазоном баллов 0–1, заведующего складом, менеджера по работе с клиентами и бухгалтера – в класс «Служащие» с диапазоном баллов 2–4 и т.д.
Классам присваиваем грейды и вилки зарплат (см. табл. 4):
Таблица 4
| 
			 Класс  | 
			
			 Баллы  | 
			
			 Грейд  | 
			
			 Вилка выплат (руб.)  | 
		
| 
			 Рабочие  | 
			
			 0‒1  | 
			
			 1  | 
			
			 800–1 100  | 
		
| 
			 Служащие  | 
			
			 2‒4  | 
			
			 2  | 
			
			 1 000–1 200  | 
		
| 
			 <…>  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
Данный метод требует примерно тех же трудозатрат, что и метод рядов, но он менее информативен и объективен, чем первый.
Полезный совет
Не стоит применять грейдирование в компаниях, где нет большого спектра уникальных должностей, в компаниях с неопределенной стратегией и целями, с нечеткими и неотрегулированными бизнес-процессами, а также если компания быстро развивается и только выходит на рынок. Затраты ресурсов на анализ, адаптацию и внедрение системы не оправдают себя по целому ряду причин. Например, при активном росте компании систему придется часто адаптировать, изменять и усиленно поддерживать в актуальном состоянии.
                        
                    
