7 июль 2014

Содержание

47
Страница № 47

Как нормируются транспортные работы в сельском хозяйстве

Антон Ярошевич, экономист по труду

Особенности нормирования труда на транспортных работах

Транспортные средства в сельском хозяйстве используются для пере­возки людей, кормов, строительных материалов, продукции и др. Поэтому рациональной организации труда на транспортных работах необходимо уделять особое внимание. Они должны производиться без задержек, быстро и своевременно. Срывы в работе транспорта приводят к потерям рабочего времени, снижению качества продукции и ухудшению финансовых результатов работы предприятия.

В сельском хозяйстве транспортные работы могут выполняться на различных автомобилях, тракторах, а также упряжными животными (лошадьми). При этом производительность перечисленных средств измеряется количеством (объемом) перевезенного груза в тоннах или объемом выполненной работы в тонно-километрах за единицу времени (час, смену).

Транспортный процесс должен включать 4 этапа:

– пробег (холостой) без груза к месту погрузки;

– погрузка груза;

– пробег с грузом к месту разгрузки;

– разгрузка груза.

Справочно: потери рабочего времени при использовании тракторов и автомобилей по различным причинам (поломка техники, организационные, по вине работников) достигают в сельском хозяйстве 40 % и более.

Для установления норм затрат труда на транспортные работы используются единые нормы времени на погрузку, разгрузку и перевозку сельскохозяйственных и других видов грузов, которые разрабатываются соответствующими научно-исследовательскими организациями на основе фотохронометражных наблюдений.

Можно перечислить следующие важные факторы, которые влияют на величину норм затрат труда на транспортные работы:

– вид и состояние груза;

– способ и средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

– технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ (по­грузка навалом, в таре, число грузчиков и т.д.);

– вид транспортного средства (марка, номинальная трудо­емкость);

– дорожные условия;

– расстояние переезда;

– погодные условия.

Также существенное влияние на нормирование труда трактористов-машинистов, работающих на транспортировке грузов, оказывают:

– использование различных способов погрузки и разгрузки грузов;

– состояние грузов, их вид, габариты, транспортабельность;

– месторасположение грузов, их удаленность друг от друга и от мест доставки;

– сезонность сельскохозяйственных работ и связанная с этим неравномерность по времени ввоза и вывоза грузов;

– многопрофильное использование транспортных средств при выполнении смежных трудовых процессов (посев, уход за посевами, уборка сельскохозяйственных культур, переработка (доработка) продукции).

Классификация основных факторов, влияющих на расчетную скорость движения транспортных средств

Классификация перевозимых грузов

Перевозимые грузы делят на 4 класса. В основе классификации лежит степень использования номинальной грузоподъемности транспортного средства, которая выражается коэффициентом использования грузоподъемности. Этот коэффициент рассчитывают как отношение фактической вместимости к номинальной грузо­подъемности.

На тракторно-транспортных работах номинальную грузоподъемность принимают равной единице. Такие грузы относят к грузам I класса. Грузы, для которых допускается использование номинальной грузоподъемности с коэффициентом 0,99…0,71, относят ко II классу, от 0,70 до 0,51 – к III классу, от 0,50 до 0,41 – к IV классу. Таким образом, один и тот же груз в зависимости от состояния и типа упаковки может относиться к разным классам.

Важно! Вид груза влияет на время погрузки и разгрузки и допустимую скорость движения транспортного средства.

Погрузка и разгрузка могут производиться механизированным, ручным и комбинированным способами. Применяют также различные комбинации названных способов: погрузка – погрузчиком, разгрузка – самосвальная; погрузка – механизированная, разгрузка – ручная (и наоборот).

При механизированной погрузке важное значение имеют тип и марка погрузчика, а при ручной – число грузчиков и их расстановка.

Классификация транспортных средств

Для нормирования труда при транспортировке грузов необходимо учитывать состав транспортных средств. Тракторы и автотранспорт классифицируют на 3 группы:

– I группа – колесные тракторы с мощностью двигателя до 80 л.с., бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения;

– II группа – гусеничные тракторы с мощностью двигателя до 100 л.с. и колесные от 80 до 130 л.с., автомобили специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы);

– III группа – гусеничные и колесные тракторы с мощностью двигателя свыше 100 и 130 л.с. и спецавтомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, аммиачной воды.

Классификация дорожных условий

Дорожные условия характеризуются видом и состоянием по­крытия дорог. В зависимости от этого они делятся на 3 группы:

– I группа – дороги с твердым покрытием; грунтовые проселочные в хорошем состоянии и снежные укатанные;

– II группа – дороги гравийные; щебенчатые разбитые; песчаные и проселочные грунтовые, разъезженные после дождя; стерня зерновых; задернелая почва в твердом состоянии зимой и летом;

– III группа – дороги разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после оттепелей; гребнистые; пашня нормальной влажности и замерзшая; переувлажненные; бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу; снежный покров глубиной до 15 см.

Скорость движения транспортных средств зависит от группы дорог. Например, расчетная скорость пробега автомобиля на дороге I группы равна 49 км/ч, II группы – 37 км/ч, III группы – 28 км/ч.

Важно! Расчетная скорость движения тракторно-транспортных агрегатов зависит от марки трактора, марки и грузоподъ­емности прицепа, класса груза и группы дорог.

Пример 1

Скорость движения трактора МТЗ-82 и прицепа 2ПТС-6М с грузом I класса на дороге с асфальтобетонным покрытием (I группа) равна 20 км/ч, а при транспортировке груза IV класса по дороге III группы (пашня, поля после уборки урожая) – 12 км/ч.

Определение норм затрат труда для трактористов и водителей автомобиля

Определение норм затрат труда для трактористов

На тракторно-транспортных работах устанавливают нормы выработки и нормы времени.

Для расчета норм выработки (Нвсм) используются следующие формулы:

– если норма выработки рассчитывается в тонно-километрах (ткм):

– если норма выработки рассчитывается в тоннах (т):

где Тсм – продолжительность смены, мин;

Тпз – время подготовительно-заключительной работы, мин;

Тобс – время организационно-технического обслуживания (очистка кузова, подтяжка креплений, устранение мелких неполадок и т.д.), мин;

Тотд – время на отдых, мин;

Тлн – время на личные надобности, мин;

tрс – время одного рейса, мин;

Qф – фактическая грузоподъемность транспортного средства относительно данного груза, т;

L – расстояние перевозки груза, км.

Время рейса рассчитывают по формуле:

где tп, tр – нормативы времени на погрузку и разгрузку 1 т груза, мин;

tвсп.обс – суммарное вспомогательное время обслуживания на рейс, мин;

L – расстояние перевозки, км;

υгр – скорость движения с грузом, км/ч;

υб/гр – скорость движения без груза, км/ч.

Время рейса также можно определить и по следующей формуле:

где tп′, tр′ – нормативы времени погрузки и разгрузки за 1 рейс, мин.

Важно! Следует иметь в виду, что при выполнении транспортных работ в сельском хозяйстве значительная часть времени в течение смены затрачивается на погрузочно-разгрузочные работы, в которых водители и трактористы-машинисты не участвуют. Поэтому логично в таких случаях время на отдых и личные надобности, а также часть времени на проведение ежесменного технического обслуживания при расчете норм выработки не включать, так как оно может совмещаться со временем погрузки и разгрузки.

Данную формулу можно представить в другом виде:

где υср – средняя скорость движения транспортного средства с грузом и без груза, км/ч.

Средняя скорость находится по формуле:

Пример 2

Трактор Т-150К с прицепом 2ПТС-12 грузоподъемностью 12 т перевозит зерно пшеницы от комбайна на ток по грунтовой дороге на расстояние 10 км. Группа дорог – III, класс груза – I. Коэффициент использования грузо­подъемности прицепа 1,0. Погрузка и разгрузка механизированы. Скорость движения с грузом – 16 км/ч, без груза – 25 км/ч. Время погрузки и разгрузки 1 т груза – 2,06 мин. Время подготовительно-заключительных работ (включая время на подготовку агрегата к переезду, получение наряда, ежесменное обслуживание трактора и прицепа, переезды в начале и в конце смены) – 54 мин, время на отдых – 28 мин, время на личные надоб­ности – 10 мин. Продолжительность рабочей смены – 8 ч. Все нормативы взяты из справочника типовых норм выработки.

Определим норму времени и норму выработки на транспортировке зерна.

Решение

1. Средняя скорость движения транспортного средства:

2. Время рейса:

3. Сменная норма выработки:

– в тоннах:

– в тонно-километрах:

Определение норм затрат труда для водителей автомобилей

Сменная норма выработки для водителей автомобилей (в т) определяется по формуле:

где Тт – норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза, мин;

Тткм – норма времени на перевозку 1 т груза на расстояние 1 км с учетом класса груза, мин, которая определяется по формуле:

где υрасч – расчетная скорость пробега автомобиля, км/ч;

kпр – коэффициент использования пробега автомобиля.

Норму времени на погрузку и разгрузку 1 т груза с учетом его класса и взвешивания, а также способа погрузки и выгрузки рассчитывают по формуле:

где Тт1кл – норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза I класса, мин;

kп – поправочный коэффициент соответствующего класса груза;

Твз – норма времени одного взвешивания груза на автовесах, мин;

Qф – фактическая грузоподъем­ность автомашин, т;

nвз – количество взвешиваний за 1 рейс.

Пример 3

Автомобиль ЗИЛ-131 перевозит зерно от работающего в поле комбайна на ток на расстояние 4 км по естественной грунтовой дороге. Грузоподъемность автомобиля – 3,5 т. Класс перевозимого груза – II. Поправочный коэффициент – 0,8. Норма времени на погрузку и разгрузку 1 т груза I класса – 2,36 мин (данные справочника), на разовое взвешивание груза – 4 мин. Продолжительность смены – 8 ч. Время подготовительно-заключительных работ (включая время на подготовку автомобиля к переезду, получение наряда, ежесменное обслуживание, переезды в начале и в конце смены) – 18 мин, время на отдых – 10 мин, время на личные надобности – 10 мин.

Определим норму времени на погрузку и разгрузку 1 т зерна, перевезенного автомобилем от комбайна на ток; норму времени на перевозку 1 т зерна автомобилем ЗИЛ-131 на расстояние 1 км; норму выработки водителем за смену при транспортировке зерна.

Решение

1. Норму времени на погрузку и разгрузку 1 т зерна, перевезенного автомобилем от комбайна на ток, определим по следующей формуле:

2. Норму времени на перевозку 1 т зерна автомобилем ЗИЛ-131 на расстояние 1 км рассчитаем так:

3. Норму выработки водителем за смену при транспортировке зерна рассчитаем по формуле:

 

 

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.