18 июля 2022

Какие компенсирующие выплаты используются при оплате труда водителей автомобиля?

Кроме тарифной части, а также сдельных расценок заработная плата водителя автомобиля может включать в себя дополнительные компенсирующие выплаты (доплаты и компенсации). В соответствии с законодательством указанные выплаты наниматель вправе применять в порядке, предусмотренном локальными правовыми актами (ЛПА) организации и трудовым договором. Рассмотрим особенности установления и выплаты водителям автомобиля доплат.

На основании коллективного договора, соглашения, иных ЛПА и трудового договора наниматели могут устанавливать работникам доплаты компенсирующего характера (часть первая ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Ниже перечислены основные виды доплат, которые применяются в отношении водителей автомобиля:

1) доплата за совмещение (профессий рабочих);

2) доплата за разделение рабочего дня на части;

3) компенсация за подвижной и разъездной характер работы;

4) доплата за работу в ночное время;

5) компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Доплата за совмещение профессий рабочих

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией),дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата (часть первая ст. 67 ТК).

Дополнительная работа может выполняться в т.ч. в виде совмещения должностей служащих (профессий рабочих) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).

Такая работа допускается при условии, что это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работником основной и дополнительной работы.

Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размер доплаты конкретному работнику устанавливаются приказом (распоряжением) нанимателя с письменного согласия работника.

Конкретный размер доплаты устанавливается в зависимости от сложности, характера, объема выполняемой дополнительной работы, степени использования рабочего времени.

Основанием для установления доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих) является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице соответствующей должности служащего, профессии рабочего (ст. 67 ТК).

Для водителей автомобиля наиболее характерной разновидностью указанной доплаты является доплата за совмещение должности служащего (профессии рабочего). При этом совмещаемыми могут быть такие должности служащего (профессии рабочего), обязанности по которым водитель автомобиля может выполнять во время выполнения работы по управлению транспортным средством. Это, например, такие должности и профессии, как экспедитор по перевозке грузов, грузчик и т.д.

Размер доплаты может определяться как в процентном отношении к тарифной ставке водителя автомобиля (тарифной ставке по совмещаемой профессии), так и в абсолютном выражении (в определенной сумме).

Пример 1. Расчет доплаты за совмещение должности

Водитель грузового автомобиля занят доставкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных накладных и других сопутствующих документов.

Месячная тарифная ставка водителя автомобиля составляет 800 руб.

Согласно приказу по организации водителю автомобиля установлена доплата за совмещение обязанностей экспедитора по перевозке грузов – 25 % от его тарифной ставки пропорционально отработанному времени.

В данном случае размер доплаты за совмещение обязанностей экспедитора по перевозке грузов при полной отработке месяца составит: 800 × 25 % = 200 руб.

Доплата за разделение рабочего дня на части

Для водителей может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (п. 12 Положения № 82*). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

_____________
* Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается и используется водителем по своему усмотрению.

Перерывы между частями рабочего дня предоставляются в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя.
За разделение рабочего дня на части возможна доплата. Порядок установления доплаты и определения ее размера относится к компетенции нанимателя.

Для конкретного водителя автомобиля такая доплата носит постоянный характер, ее размер устанавливается нанимателем по соглашению с работником и, как правило, предусматривается в трудовом договоре (контракте) работника.

Компенсация за подвижной и разъездной характер работы

Работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (часть первая ст. 99 ТК).

Для водителей автомобилей такая компенсация устанавливается, как правило, в виде доплаты за подвижной и разъездной характер работы.

Выплата компенсации регулируется Инструкцией № 70* и коллективным договором и устанавливается в размере, не превышающем размера норм за проживание вне места жительства (суточных), установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь или иностранных государств.

_____________
* Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70.

Пример 2. Расчет компенсации за разъездной характер работы

Работа водителя автомобиля носит разъездной характер. Соответствующая доплата за разъездной характер работы в размере 20 % тарифной ставки устанавливается пропорционально фактически отработанному им времени.
Часовая тарифная ставка водителя автомобиля составляет 4,25 руб.

За январь 2022 г. водитель осуществлял служебные поездки в пределах обслуживаемого им участка в течение 15 дней, или 120 ч.

В данном случае величина надбавки за разъездной характер работы за январь составит: 4,25 × 120 × 20 % = 102 руб.

Доплата за работу в ночное время

Ночным считается время с 22:00 до 06:00 (часть первая ст. 117 ТК).

За каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 % времени приходится на ночное время (ст. 70 ТК).

В коммерческих организациях конкретный размер доплаты за работу в ночное время наниматель устанавливает самостоятельно, соответствующие нормы предусматриваются в ЛПА.

Пример 3. Расчет доплаты за работу в ночное время

В феврале 2022 г. водитель грузового автомобиля из 160 запланированных рабочих часов отработал в ночные смены 100 ч. Часовая тарифная ставка – 6,8 руб. Коллективным договором организации определен размер доплат за работу в ночную смену – 40 %.

Следовательно, сумма доплаты за работу в ночные смены за февраль составит: 6,8 × 100 × 40 % = 272 руб.

Компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Труд водителя автомобиля существенно отличается от других видов работ. Особенность заключается, в частности, в том, что этот труд связан с движением транспортного средства, представляющего собой источник повышенной опасности. Управляя автомобилем, водитель однозначно подвергается воздействию внешних факторов: в кабине автомобиля шумно, от руля и сиденья передается вибрация, водитель вдыхает испарения топлива, несет ответственность за безопасность и жизнь других людей, кроме того, есть риск и для его собственной жизни. Все перечисленные факторы: шум, вибрация, напряженность труда – считаются вредными, поэтому рабочие места всех водителей подлежат оценке условий труда.

Право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация). При этом указанная компенсация предоставляется работникам за дни занятости выполнением этих работ в течение не менее 80 % ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством (подп. 2.1 п. 2 постановления № 575*).

_____________
* Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (далее – постановление № 575).

Размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации (см. приложение к постановлению № 575).

Указанная доплата устанавливается в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного ЛПА, принятых в соответствии с законодательством.

Пример 4. Расчет доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В организации проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По ее результатам установлено, что условия труда на рабочем месте водителя автомобиля соответствуют 3-му классу второй степени вредности (класс 3.2). В соответствии со шкалой, приведенной в приложении к постановлению № 575, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна составить 0,14 % тарифной ставки 1-го разряда за каждый час работы во вредных условиях труда.

В январе 2022 г. водитель отработал в этих условиях труда 159 ч. В организации тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 550 руб.
Сумма доплаты за январь составит: 550 руб. × 159 ч × 0,14 % = 122,43 руб.

Иван Фунтузин, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.