20 августа 2025

Подходы к управлению заработной платой в коммерческой организации

Чем следует руководствоваться для регулирования зарплаты в настоящее время? Разбираемся вместе с нашим автором.

Одним из направлений государственного регулирования оплаты труда является заключение Генерального тарифного соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2025–2027 годы, в котором Правительство берет на себя обязательства по обеспечению гарантий в области оплаты труда.

Для регулирования организации оплаты труда на отраслевом уровне между организацией и профсоюзом работников отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения, которые с учетом специфики отрасли устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Самостоятельное регулирование зарплаты

Нанимателю предоставлено право самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие и компенсирующие выплаты, на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).

Значимой составляющей для построения эффективной системы оплаты труда является материальная заинтересованность работников в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, эффективности использования оборудования, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В то же время эффективная организация труда и производства способствует высокой производительности труда, оптимизации численности работников и, как следствие, сокращению материальных, финансовых и трудовых затрат. А для этого необходимо применять научно обоснованные нормы труда (напряженные нормы), которые являются эффективным средством социальной защиты работников, направленным на предотвращение чрезмерного увеличения объема их труда, способствующим сохранению нормальной работоспособности работников в течение всей трудовой деятельности.

В части формирования оплаты труда ТК установлено следующее:

– заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (часть первая ст. 57 ТК);

– оплата труда работников – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты зарплаты работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором (часть первая ст. 61 ТК);

– размеры оплаты труда работников коммерческих организаций формируются на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем (часть вторая ст. 61 ТК);

– тарифная ставка (тарифный оклад) – минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда (ст. 1 ТК);

– формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. стимулирующие выплаты (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты), устанавливаются нанимателем на основании соглашения, коллективного договора, иных локальных правовых актов и трудового договора (часть первая ст. 63 ТК);

– повышение тарифной ставки (тарифного оклада) – не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством (п. 3 части первой ст. 261-2 ТК).

Важно! Повышение тарифной ставки (тарифного оклада), указанное в ст. 261-2 ТК, устанавливается за работу на условиях контракта и является выплатой, предусмотренной законодательством.

Законодательством о труде не запрещено устанавливать иные виды повышений тарифной ставки (тарифного оклада) на основе локальных правовых актов организации. Указанные повышения являются структурными составляющими зарплаты.

Ограничения в оплате труда

В части установления ограничений по размеру зарплаты ТК определено:

– зарплата работника максимальным размером не ограничивается (часть вторая ст. 57 ТК);

Важно! С 1 января 2024 г. МЗП установлена в размере 626 руб. (с 1 января 2025 г. – 726 руб.).

– низшей границей оплаты труда работников является минимальная зарплата (далее – МЗП) (ст. 59 ТК). Размер МЗП является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры;

– дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников (часть четвертая ст. 63 ТК).

Таким образом, законодательство о труде не содержит норм, устанавливающих конкретные размеры тарифных ставок (тарифных окладов), в т.ч. тарифной ставки 1-го разряда, для коммерческих организаций. Вопросы установления размеров тарифных ставок (тарифных окладов) работников относятся к компетенции нанимателя и регулируются коллективным договором, иными локальными правовыми актами и трудовым договором. Тарифная ставка (тарифный оклад) может формироваться как на основе тарифной сетки, действующей в организации, так и без ее применения.

При этом установлено, что тарифные ставки (тарифные оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей (подп. 2.2 п. 2 Указа № 181).

Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).

Важно! Кроме того, в соответствии с законодательством тарифные ставки (тарифные оклады) не повышаются:

– при наличии задолженности по зарплате и (или) обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972);

– невыполнении условий оказания государственной поддержки при ее предоставлении (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2001 № 623);

– наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794);

– наличии просроченной задолженности по иностранным кредитам при их получении (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2001 № 1906);

– несоблюдении соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0 (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744).

Оплата труда руководителей

В отношении руководителей организаций отметим следующее.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются ТК и другие акты законодательства о труде (п. 2 части второй ст. 7 ТК).

Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 252 ТК).

Размеры оплаты труда руководителя организации определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 65 ТК).

Законодательством, а именно Положением № 597, определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций.

Документ: Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (далее – Положение № 597, постановление № 597).

Положение № 597 регулирует оплату труда руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 % (руководители).

Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т.ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, п. 3 постановления № 597 рекомендовано устанавливать руководителям данных организаций условия оплаты их труда в соответствии с Положением № 597.

Согласно нормам постановления № 597 установление коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения) является обязательным для руководителей организаций независимо от формы собственности.

Порядок установления и расчета коэффициента соотношения регулируется постановлением № 597.

Размеры оплаты труда руководителей организаций определяются в пределах установленного коэффициента соотношения (часть девятая подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).

Таким образом, решение о целесообразности применения всех или отдельных норм Положения № 597 в отношении руководителя негосударственной организации принимается собственником имущества или должностным лицом, органом (организацией), уполномоченными заключать контракт.

Прочтите по теме: Какой должна быть современная система мотивации работников бухгалтерии? Рекомендации эксперта.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.