04 января 2023

Порядок действий при подготовке к применению профессиональных стандартов

Процесс разработки профессиональных стандартов набирает темпы. В связи с этим становятся актуальными вопросы их внедрения в организациях. Рекомендуемый порядок действий при подготовке к применению указанных стандартов вы найдете ниже.

В настоящее время разработка и утверждение профессиональных стандартов (далее – профстандарты) находятся на перво­начальном этапе, для которого характерно одновременное существование тарифно-квалифика­ционных (квалификационных) характеристик и описания содержания трудовой деятельности по трудовым функциям в рамках профессиональных стандартов.

Справочно: профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации работников, необходимой для их выполнения (см. Стратегию совершенствования НСК).

Профессиональные стандарты, как и тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики для профессий рабочих, должностей служащих, содержащиеся в действующих квалификационных справочниках (ЕТКС и ЕКСД), направлены на эффективное управление кадрами в организации. В профстандарте устанавливается системное описание трудовой деятельности в рамках одной или нескольких близких по содержанию профессий рабочих (должностей служащих), которое выполнено экспертами и представителями рынка труда на основе функционального анализа вида трудовой деятельности.

Справочно: профессиональные стандарты включаются в состав квалификационных справочников, а наниматели самостоятельно принимают решения о применении тарифно-квалифика­ционных (квалификационных) характеристик либо проф­стандартов, содержащихся в квалификационных справочниках (п. 5 Общих положений ЕТКС, п. 1 Общих положений ЕКСД).

Документ: Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС).

Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Задачами, которые ставятся перед разработчиками профес­сиональных стандартов со стороны рынка труда и сферы образования, состоят в том, чтобы в них:

– находили отражение актуальные характеристики труда рабочих и служащих, включающие описание инновационной деятельности;

– устанавливались необходимые квалификационные требования нанимателей к образованию, знаниям и компетенциям работников для выполнения производственных задач в инновационной экономике;

– вводились новые востребованные профессии рабочих (должности служащих) и трудовые функции, отражающие современные роли человека в индустриальном обществе;

– формировались основы для разработки программ профес­сионального образования и обучения для получения и подтверж­дения современных квалификаций.

В настоящее время Минтруда и соцзащиты уже утверждены и опубликованы профессиональные стандарты, разработанные в различных Секторальных советах квалификаций:

– «Малярные работы в машиностроении» (выпуск 1 ЕТКС);

Документ: выпуск 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соц­защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 (далее – выпуск 1 ЕТКС).

– «Кузовной ремонт автомобильной техники» (выпуск 2 ЕТКС);

– «Наладка аппаратного и программного обеспечения» (выпуск 1 ЕТКС);

– «Возведение каменных и армокаменных конструкций», «Производство кровельных работ», «Выполнение штукатурных и малярных работ в зданиях и на других строительных объектах», «Работы по облицовке поверхностей плиткой» (выпуск 3 ЕТКС) и др.

При внедрении в практическую деятельность профстандартов следует руководствоваться Рекомендациями № 108.

Документ: Рекомендации по применению профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты от 23.11.2020 № 108 (далее – Рекомендации № 108).

С учетом высокого уровня системности и комплексности своего содержания профстандарты обладают большим потенциалом для практического использования их в сфере труда и системе профессионального образования и обучения. При этом Рекомендациями № 108 определено, что в условиях необходимости внедрения профстандартов в практическую деятельность организаций при наличии как тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик, так и профстандартов на одни и те же профессии рабочих (должности служащих), применение профессиональных стандартов является приоритетным.

Профессиональные стандарты должны включаться нанимателями в систему управления персоналом организации при заключении трудовых договоров с работниками, определении трудовых обязанностей и разработке должностных инструкций, наборе и пере­мещении кадров, оценке и аттестации работников, организации обучения и повышения квалификации.

Рекомендациями № 108 определены важнейшие направления применения профстандартов в организациях (см. схему).

Схема. Важнейшие направления применения профессиональных стандартов

Специалистам организаций, включенным в процесс внедрения профессиональных стандартов, следует обратить внимание на то, что содержание профессионального стандарта отражается посредством Макета профессионального стандарта. Обновленная унифицированная структура данного документа, а также единые правила заполнения его структурных элементов утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 08.11.2021 № 78 «О разработке проектов профессиональных стандартов» с 1 марта 2022 г.

Внедрение профессионального стандарта в организациях

Процесс внедрения профстандартов в практику работы организации должен быть начат с подготовительного этапа, который может быть разбит на несколько шагов.

Вначале издается приказ (распоряжение) о внедрении профессиональных стандартов, определяющий задачи, которые необходимо выполнить, и создается рабочая группа по организации их решения.

Приведем пример такого приказа:

Наименование организации

ПРИКАЗ

____________ № _________

г. Минск

О внедрении профессиональных стандартов

В целях повышения эффективности работы с кадрами в соответствии с бизнес-планом организации и с учетом Рекомендаций по применению профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министра труда и социальной защиты от 23.11.2020 № 108,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов в составе:

Петровского Ю.М. – заместителя директора по кадрам (руководитель группы);

Карякина И.М. – начальника отдела кадров;

Еременко Н.Я. – специалиста по кадрам;

Позняк И.П. – начальника цеха основного производства;

Климович А.М. – заместителя председателя профкома.

2. Рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов:

– разработать перечень профессиональных стандартов для их внедрения в соответствии с направлением деятельности организации, а также выполняемыми работами в рамках профессий рабочих (должностей служащих) в срок до 04.04.2022;

– разработать план внедрения профессиональных стандартов в организации в срок до 01.06.2022.

3. Начальнику отдела кадров Карякину И.М. провести обучение руководителей и специалистов, участвующих в мероприятиях по внедрению профессиональных стандартов в организации, в системе повышения квалификации, в апреле – мае 2022 г.

4. Назначить ответственным за выполнение настоящего приказа заместителя директора по кадрам Петровского Ю.М.

Директор                                       Подпись                              И.И. Янушкевч

Деятельность рабочей группы может быть начата с разработки плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В него можно включить следующие вопросы:

– подбор профессиональных стандартов.

Рабочей группой осуществляется подбор профстандартов для внедрения и составления их перечня в соответствии с направлением дея­тельности организации и ее структурных подразделений, а также выполняемыми работами в рамках профессий рабочих и должностей служащих, отраженных в штатном расписании.

Важно! Результатом подбора профстандартов является перечень профессиональ­ных стандартов, планируемых к внедрению, который утверждается руководителем организации в качестве локального правового акта (ЛПА). Впоследствии он дополняется новыми проф­стандартами.

Далее проводится сопоставительный анализ наименований профессий рабочих и должностей служащих, отраженных в штатном расписании и предусмотренных профстандартами. При необходимости наименования профессий рабочих и должностей служащих приводятся в соответствие с их редакцией, предусмотренной профстандартами;

– анализ выполнения работниками соответствующих обоб­щенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий, предусмотренных профессиональным стандартом.

Важными являются анализ и сопоставление трудовых функций работника, отраженных в рабочей (должностной) инструкции, и трудовых функций, предусмотренных профстандартом. Рабочая (должностная) инструкция не должна дублировать трудовые функции и трудовые действия по конкретной профессии рабочего, должности служащего, отраженные в профстандартах. Важно, чтобы по общему содержанию трудовые функции и трудовые действия работника находились в рамках содержания обобщенной трудовой функции (соответствовали обобщенной трудовой функции);

– оценка требований к знаниям и умениям работников, установленных в профессиональных стандартах, для определения дефицита знаний и умений работников;

– определение соответствия уровня фактического уровня квалификации работников требованиям профессионального стандарта;

Важно! Работникам должна оказываться консультативная помощь при проведении повышения квалификации до уровня требований профстандарта.

 – сравнительный анализ требований к образованию, обучению и опыту практической работы работников.

Ответственным шагом при внедрении профстандартов является сопоставление уровня квалификации работника и требований к квалификации, предусмотренных профстандартом, целью которого является определение потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовке, переподготовке и стажировке работников. Далее проводится работа по планированию и реализации повышения квалификации в различных формах по программам дополнительного образования взрослых;

– проведение аттестации работников (при необходимости), разработка плана подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

– определение ЛПА, требующих внесения изменений в связи с внедрением профессиональных стандартов.

В процессе работы также осуществляется анализ и приведение в соответствие с требованиями профстандартов ЛПА организации: штатного расписания, трудовых договоров (контрактов), положений о структурных подразделениях, рабочих (должностных) инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, положения об аттестации работников, коллективного договора и др.;

– определение готовности к внедрению профессиональных стандартов.

На завершающем шаге руководителем организации и членами рабочей группы определяется готовность организации к внедрению профстандартов и принимается решение об их применении в целом в организации либо в отношении конкретного подразделения, вида трудовой деятельности или отдельных профессий рабочих, должностей служащих.

Процесс внедрения профессиональных стандартов не является одноразовым мероприятием. Его эффективность зависит от регулярного проведения (как правило, ежегодного) мониторинга результатов применения профстандартов. Мониторинг позволяет обобщить практику и при необходимости разработать предложения по улучшению процедур и порядка внедрения профессиональных стандартов в организации.

Важно! При мониторинге анализируется состояние общей организационной работы по внедрению профстандартов, информация о количестве внедренных профстандартов и повышении квалификации работников в связи с их применением, информация о влиянии применения профстандартов на показатели деятельности охваченных ими работников

Виктория Коробкина, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.