24 мартa 2020

Пример классификации затрат рабочего времени для работ по нормированию труда

Для качественного выполнения фотографии рабочего времени (далее – ФРВ) важно заранее классифицировать затраты рабочего времени.

Существуют как типичные затраты рабочего времени, так и специфичные. Кроме того, нужно помнить о целях наблюдения и придерживаться той степени детализации затрат рабочего времени, которая достаточна в каждом конкретном случае.

Важно!
Излишняя детализация может значительно увеличить время на обработку результатов и потребовать дополнительной работы по укрупнению имеющихся данных для получения нужных выводов. И наоборот, слишком сильное укрупнение может привести к тому, что важные моменты будут упущены и в результате не будут достигнуты те цели, ради которых проводилась ФРВ.

Общепринятая классификация затрат рабочего времени следующая: все рабочее время подразделяется на время работы и время перерывов.

Время работы – время выполнения производственного задания плюс время выполнения работы, не предусмотренной заданием.

Время выполнения производственного задания – подготовительно-заключительное время (подготовка себя и рабочего места к работе; приведение в порядок себя и рабочего места после работы), плюс оперативное время (время выполнения самой работы), плюс время обслуживания рабочего места (в течение рабочего дня).

Оперативное время – основное время плюс вспомогательное время. Например, при выполнении работы по набору текста на компьютере основное время – это набор текста, а вспомогательное – проверка ошибок. В случае работы токаря за станком основное время – это обработка заготовки (материала) инструментом, вспомогательное – смена инструмента.

Время обслуживания рабочего места – время технического обслуживания плюс время организационного обслуживания. Например, при выполнении работы по вводу данных в компьютер время технического обслуживания будет состоять из настройки программы под конкретное задание, а время организационного обслуживания – из классификации бумажных носителей, с которых вводится информация, и определения очередности их обработки.

Время выполнения работы, не предусмотренной заданием, – время выполнения случайной работы плюс непроизводительная работа.

Время перерывов – время регламентированных перерывов плюс время нерегламентированных перерывов.

Такая классификация наиболее приемлема для целей нормирования рабочего времени. При нормировании все перечисленные затраты рабочего времени делятся на нормируемые и ненормируемые.

Перечислим нормируемые затраты рабочего времени (включаются в норму времени):

– подготовительно-заключительное время;

– оперативное время;

– время обслуживания рабочего места;

– время перерывов, предусмотренных технологией;

– время на отдых и личные надобности.

К ненормируемым затратам рабочего времени относятся:

– потери времени по организационно-техническим причинам (аварии, устранимые недостатки организации труда);

– нарушения трудовой дисциплины.

Важно!
Чем больше выявлено ненормируемых затрат рабочего времени, тем больше резервы повышения производительности труда.

Если ФРВ проводится не в целях нормирования, то более адекватной может быть какая-либо другая классификация затрат рабочего времени.

Пример

Для проведения ФРВ среди руководителей организации для целей оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности системы управления может быть разработана следующая классификация затрат рабочего времени руководителей:

1. По направлению работы: работа с внешней средой и работа внутри организации.

2. По месту приложения работы: работа на чужой территории и работа на своей территории.

3. По функции работы (анализ данных):

1) планирование;

2) работа с подчиненными (постановка задач, разъяснения, обсуждения);

3) организация работ и их координация;

4) контроль;

5) оценка выполнения работ, корректировка;

6) работа по регламентации деятельности;

7) прочее.

4. По форме работы:

1) телефонные разговоры (делятся на внешние и внутренние);

2) переговоры (внешние);

3) консультации, обсуждения (внутренние);

4) работа с базами данных;

5) работа с использованием электронной почты, Интернета;

6) работа с документами;

7) прочая работа.

5. По объекту воздействия:

1) клиенты;

2) потенциальные клиенты;

3) подчиненные;

4) руководство;

5) руководители других подразделений (бухгалтерия, склад, отдел маркетинга, отдел продаж, другие отделы);

6) сотрудники других отделов (бухгалтерия, склад, отдел маркетинга, отдел продаж, другие отделы);

7) компании-партнеры;

8) конкуренты;

9) прочее.

6. По эффективности использования рабочего времени:

1) время, затраченное неэффективно (помехи, нелогично или непропорционально использованное время, нарушения трудовой дисциплины);

2) время, потраченное эффективно.

Важно!
Помочь в разработке классификации затрат рабочего времени может предварительная аналитическая работа (изучение отчетов и планов сотрудников, беседы с их руководителем, изучение технической документации).

Алексей Пархимович, заместитель директора по персоналу ЗАО «Строительство промышленных зданий»

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.