9 сентябрь 2015
9
Страница № 9

Что нужно знать о правовом регулировании нормирования труда в Республике Беларусь

Светлана Шевченко, канд. экон. наук, доцент, с 01.01.2006 по 01.03.2015 директор НИИ труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь

Какими НПА регламентируется нормирование труда в Республике Беларусь

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию нормирования труда в Республике Беларусь, представлены в табл. 1.

Основные методические материалы для нормирования труда

Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь осуществляет нормативное и методическое обеспечение организации нормирования труда в стране. С этой целью им утверждено более 40 межотраслевых материалов для нормирования труда в организациях. Основными из них являются представленные в табл. 2.



Существует ли база данных нормативных материалов, используемых для нормирования труда?

Названные, а также многие другие межотраслевые нормативные материалы, необходимые организациям для разработки норм и нормативов по труду (в т.ч. нормированных заданий) и определения требуемой организациям численности работников по видам работ, содержатся в автоматизированной информационной системе «Республиканский банк норм и нормативов по труду» (trudinfo.by). Данная система разработана и поддерживается в актуальном состоянии учреждением «Научно-исследовательский институт труда Министер­ства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее – НИИ труда). НИИ труда определен в качестве базовой организации по научно-методическому обеспечению нормирования труда в СНГ и выполняет эти работы по договорам с заинтересованными организациями.

Состав нормативных материалов, содержащихся в Республиканском банке норм и нормативов по труду, размещается на сайте НИИ труда (http://www.instlab.by). Данный информационный ресурс ведется НИИ труда с 1995 г. в целях обеспечения всех заинтересованных организаций, прежде всего Республики Беларусь, для обеспечения нормирования труда.

Справочно:
в соответствии с Соглашением о свободном использовании нормативных материалов для нормирования труда в отраслях экономики, подписанным 20 республиканскими органами государ­ственного управления и организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, база данных автоматизированной информационной системы «Республиканский банк норм и нормативов по труду» ежегодно дополняется новыми нормативными материалами по мере выполнения мероприятий отраслевых (региональных) программ по разработке новых и совершенствованию действующих норм и нормативов для нормирования труда. Таким образом, Республиканский банк норм и нормативов по труду содержит огромный массив методических материалов, норм и нормативов для нормирования труда, ознакомиться с которыми как в нашей стране, так и в рамках СНГ могут все заинтересованные.

Когда следует пересматривать нормы и нормативы по труду

Следует учитывать, что нормы и нормативы по труду должны утверждаться на определенный срок, а именно на 2 года. При этом по окончании срока действия ранее утвержденные для применения нормы и нормативы по труду должны оцениваться на предмет их актуальности и напряженности.

Нормы и нормативы по труду могут быть или отменены, или пере­утверждены. Отменяются нормы и нормативы по труду в том случае, когда они полностью потеряли свою актуальность, по­скольку работы, под которые они были разработаны, более не выполняются. Переутверждаются нормы и нормативы по труду, если их актуальность сохраняется, а напряженность обеспечивает достаточный уровень производительности труда. В зарубежной практике развитых стран считается, что средний уровень выполнения норм труда не может превышать 120–130 %, в этом случае нормы и нормативы по труду являются напряженными.

Зарубежная практика: средний уровень выполнения напряженных норм труда не может превышать 120–130 %.

Если нормы и нормативы по труду становятся недостаточно напряженными, они пересматриваются полностью или частично – в отраслевых (региональных) программах это так называемые мероприятия по совершенствованию норм и нормативов для нормирования труда.

Разработка новых и совершенствование действующих норм и нормативов по труду должны быть увязаны с мероприятиями инвестиционных программам, а также планов развития и модернизации организаций.

Как документально оформлять пересмотр норм и нормативов

Следует обратить внимание на то, что требования к документальному оформлению пересмотра норм и нормативов по труду в нормативных правовых документах не содержатся. Оформление пересмотра норм и нормативов определяется организациями самостоятельно.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.