9 сентябрь 2014
12

Комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников»

Александр Фолежинский, экономист

Введение в середине 2014 г. прямого регулирования роста зар­плат в коммерческих организациях государственной формы соб­ственности связано с негативными тенденциями рынка, когда у производителей имеет место значительное накопление остатков готовой продукции и одновременно уменьшаются объемы реализации. В условиях падения продаж объем средств, направляемых на оплату труда и выплаты социального характера, не может превышать объем произведенной и реализованной добавленной стоимости. Соблюдения этого правила требует закон стоимости. Но что делать, если из-за роста потребительских цен зарплаты увеличиваются, а добавленной стоимости как источника средств не хватает? Видимо, в помощь закону стоимости, чтобы исключить ситуацию экономической несбалансированности предприятий, а также для предотвращения необоснованного роста зарплат и введено постановление Совета Министров РБ от 31.07.2014 № 744 (далее – постановление № 744).

Уже опубликовано Разъяснение Минтруда и соцзащиты РБ от 12.08.2014, по которому необходимо сравнивать темпы роста средне­месячной зарплаты и производительности труда, определяемой по показателю выручки от реализации продукции на одного средне­списочного работника в августе 2014 г. и в августе 2013 г. и далее нарастающим итогом вплоть до августа – декабря 2014 г. Если в отчетном периоде коэффициент соотношения роста производительности труда и среднемесячной заработной платы по сравнению с базовым периодом будет менее 1,0, то фонд заработной платы должен быть скорректирован до величины, обеспечивающей базовое соотношение. Каковы плюсы и минусы реализации постановления № 744?

Плюсы

1. В качестве основного аргумента «за» для постановления № 744 можно принять общеэкономическое воздействие на менеджмент государственных предприятий, ориентирующее его на обеспечение расширенного воспроизводства в рамках экономических возможно­стей. Если математически сократить показатель среднесписочной численности в знаменателе формул расчета роста производительности труда и роста среднемесячной заработной платы, то получим соотношение темпов роста выручки и фондов заработной платы в отчетном по сравнению с базовым периодом. Следовательно, постановление требует, чтобы темп роста фонда заработной платы не превышал темп роста выручки от реализованной продукции. Конечно, в качестве экономиче­ского ограничителя в большей мере подходит показатель фактической добавленной стоимости вместо выручки от реализованной продукции, так как добавленная стоимость является источником для заработной платы и других социальных выплат. Индекс изменения выручки может не совпасть с индексом изменения добавленной стоимости. Тем не менее контроль за соотношением дисциплинирует менеджмент для предотвращения дисбаланса со стороны необоснованного роста фонда зарплаты. При этом, чтобы обеспечить рост заработной платы, стимулируется увеличение объема продаж. В конечном итоге введение данного механизма может сказаться на стабилизации экономических показателей предприятий.

2. Еще один плюс реализации идеи постановления № 744 может заключаться в том, что механизм контроля за опережающим ростом объемов реализации продукции над ростом фондов заработной платы должен отразиться на введении новых методов стимулирования работников предприятий и в особенности менеджеров, отвечающих за разработку новых товаров, маркетинг и реализацию продукции. Речь идет о том, что гибкие с высокой долей гарантированной части заработной платы схемы стимулирования конструкторских, маркетинговых служб и отделов продаж должны быть заменены на системы, ориентированные на достижение большего конечного результата с минимальной гарантированной частью и с более высокой степенью поощрения.

Минусы

1. Механизм контроля за соотношением темпов роста выручки и фонда оплаты труда может быть критичным в краткосрочном периоде (например, август 2014 г. к августу 2013 г.). Колебания показателя выручки от реализованной продукции в краткосрочном периоде могут быть значительными на предприятиях с сезонным спросом, работающих на экспорт, а также с длительным производ­ственным циклом. В этом случае могут иметь место несовпадения полученных объемов реализации с объемом фонда заработной платы. Например, при коэффициенте соотношения в отчетном периоде менее 1,0 заработная плата за отработанное время и выполненную работу сформирована в результате производства определенного объема плановых заказов, а выплатить ее будет нельзя, потому что объем выручки в отчетном периоде получен при реализации продукции, изготовленной в другом периоде. Не понятна с точки зрения трудового законодательства правомерность сокращения средств на оплату труда в этом случае до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда, рассчитанной по выручке от реализации, и средней заработной платы не менее 1,0. Это может создать почву для трудовых конфликтов и социальную напряженность в трудовых коллективах.

2. В худшем положении окажутся также государственные коммерческие организации, осуществляющие модернизацию производства, разработку, освоение и внедрение новых продуктов, технологий. Они вынуждены в одном периоде финансировать расходы в т.ч. и на повышенную оплату труда работников, осваивающих новые производства, а эффект от их реализации в смысле роста выручки получат в будущих периодах. Ведь источником фонда заработной платы при модернизации производства являются также ранее накопленные инвестиционные фонды предприятия либо кредитные средства.

Действие постановления № 744 будет оказывать негативное влияние на проведение данных мероприятий.

3. При расчете коэффициента соотношения по итогам отчетного месяца, видимо, возникнут технические проблемы с расчетом коэффициента соотношения, а если он окажется менее 1,0, то и с последующей корректировкой фонда заработной платы. Речь идет о том, что после завершения отчетного месяца производится расчет заработной платы по действующим на предприятии условиям оплаты. Техническая проблема возникнет, когда после расчета коэффициента соотношения потребуется уменьшение фонда зарплаты. И здесь она может перейти в правовое поле, если не предусмотреть это в действующих локальных нормативно-правовых актах организации. Однако как будет выглядеть уменьшение зарплаты работников организации, если они выполнили свои производственные задания и показатели премирования, но при этом из-за невыполнения данного условия фонд заработной платы за отчетный месяц уменьшается? Кроме того, проблема уменьшения фонда зарплаты будет у предприятий, уходящих в коллективный трудовой отпуск и выплачивающих значительную часть заработной платы в виде гарантированных законодательством выплат по среднему заработку.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.