6 июнь 2020
11
Страница № 11

«Коронавирусный» простой. Порядок и примеры оформления документации

Александр Шевцов, юрист

Сложная эпидемиологическая обстановка ставит перед нанимателем новые вызовы. Может ли наниматель объявить простой в связи с эпидемией? Какие документы оформляются при «коронавирусном» простое? Есть ли особенности? Как оформить простой, если из-за последствий эпидемии без работы остается не вся организация, а лишь отдельные сотрудники или подразделения? С этими и другими вопросами мы попытаемся разобраться в данном материале.

Простой можно объявить в связи с эпидемиологической ситуа­цией для организации в целом и для отдельных структурных под­разделений или работников. Для этого оформляется приказ, основанием для издания которого могут быть докладная записка, листок о простое, акт о простое.

Справочно:
простой – это приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (часть вторая п. 8 Инструкции № 86).

Конкретный перечень причин простоя законодательством не установлен.

Как правило, выделяют следующие причины возникновения простоя:

– по вине нанимателя;

– по вине работника;

– по объективным причинам.

Поэтому наниматель может объявить простой по причинам, связанным с коронавирусом (например, снижение объемов производства в связи с отсутствием поставок импортных материалов, сырья из-за того, что их изготовитель находится на карантине).

В законодательстве нет конкретных разъяснений, когда следует различать простой по вине нанимателя, а когда по объективным причинам.

Полагаем, что можно отнести возникновение простоя по причинам, связанным с коронавирусом, в начальной стадии к объективным причинам. В том случае, если наниматель в дальнейшем, к примеру, не предпринимает каких-либо действий по поиску других возможных поставщиков необходимых материалов, сырья, то причиной возникновения простоя можно будет считать вину нанимателя.

Причина простоя влияет на величину заработной платы работника. При отсутствии его вины в возникновении простоя, т.е. при возникновении простоя как по объективным причинам, так и по вине нанимателя, заработная плата работника не может быть ниже 2/3 установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада (часть первая ст. 71 ТК).

Справочно:
при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада.

Порядок оформления простоя законодательством не уста­новлен. Как правило, издают распорядительный документ – приказ или распоряжение об установлении (объявлении) простоя (далее – приказ).

Наниматель вправе по своему усмотрению объявить простой как для всех работников организации, так и для работников структурных подразделений или отдельных работников. Порядок оформления простоя в названных случаях не отличается.

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 6/2020.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 1576 статей без ограничений через минуту!

Активировать бесплатную подписку

У меня есть подписка

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.