10 октябрь 2017
33
Страница № 33

Нормирование труда на транспортных работах

Анна Шаргаева, экономист

Из этого материала вы узнаете:

  • про виды грузов и типы дорог, учитываемые при разработке норм на транспортные работы;
  • про основные нормообразующие факторы на транспортных работах;
  • как рассчитать затраты времени при транспортировке грузов;
  • как определить сменную производительность трактора при транспортировке груза.

Завершающим этапом в производстве и реализации продукции растениеводства и животноводства являются транспортные операции. Они также служат для технологических связей между отдельными этапами работ.

Нормировать труд трактористов-машинистов, работающих на транспортировке грузов, нужно с учетом:

– разнообразия грузов по видам, габаритам, транспортабельности, состоянию и свойствам;

Справочно:
распределение основных сельскохозяйственных грузов по классам представлено в методическом пособии, разработанном РНИЦ, «Нормирование труда в сельском хозяйстве: методпособие для специалистов АПК» (далее – Методическое пособие).

– разнообразия дорожных условий при перевозке грузов по относительно плохим дорогам;

– сезонности и неравномерности использования транспортных средств в течение года;

– выполнения транспортных работ во взаимосвязи с различными способами погрузки и разгрузки грузов.

Производительность транспортных средств измеряют количеством перевезенного груза в тоннах или тонно-километрах за единицу времени (час, смену).

В качестве транспортных средств чаще всего используют тракторы, которые характеризуются маркой и соответствующим типом прицепа определенной грузоподъемности. Тракторы, в отличие от автомобилей, имеющих, как правило, постоянную номинальную грузоподъемность, могут работать с прицепами разной грузоподъемности. Вместе с тем для полного использования тяговой мощности тракторов целесообразно комплектовать их прицепами определенной грузоподъемности, рекомендуемой для данной марки трактора.

Виды грузов при нормировании транспортных работ классифицируют по степени использования номинальной грузоподъемности тракторного прицепа, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности (отношение фактической грузоподъемности к номинальной).

Емкость кузова прицепа, как правило, рассчитывают на обеспечение номинальной грузоподъемности при перевозке грузов с объемным весом, равным 1. Эти грузы относятся к грузам I класса. Грузы, допускающие использование номинальной грузоподъемности прицепов с коэффициентом 0,8, относят ко II классу; 0,6 – к III классу; менее 0,5 – к IV классу.

Вид груза влияет также на время погрузки и разгрузки, допустимую скорость движения.

Погрузка и разгрузка транспортных средств могут выполняться механизированным, ручным и комбинированным способом.

При механизированной погрузке производительность транспортного агрегата в значительной мере зависит от типа и марки погрузчика, а при ручной – от числа грузчиков и их расстановки.

Комбинированный способ предусматривает механизированную погрузку с ручной разгрузкой и наоборот.

Дорожные условия характеризуются видом и состоянием покрытия дорог, определяющим скорости движения транспортных средств и их производительность.

Все типы дорог по их состоянию объединены в следующие 3 группы:

I группа – дороги с твердым покрытием, обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги; 

II группа – гравийные, щебенчатые разбитые, песчаные проселочные, грунтовые разъезженные от дождя, стерня зерновых, задерневшая почва в твердом состоянии зимой и летом;

III группа – разбитые, с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности и замерзшая, после уборки корнеклубнеплодов, переувлажненные, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу, снежная целина.

Нормообразующие факторы на транспортных работах

Норма выработки на транспортных работах зависит от факторов, влияющих на время погрузки-разгрузки, транспортировки грузов и холостого пробега агрегата.

Так, факторами, влияющими на время погрузки и разгрузки, являются:

– вид груза;

– состояние груза;

– способы погрузки и разгрузки;

– тип и марка погрузчика;

– грузоподъемность транспортных средств;

– технология погрузки, разгрузки (например, навалом в таре, с подноской, с укладкой);

– организация труда (количество грузчиков, их расстановка);

– условия труда (высота погрузки и разгрузки, расстояние переноски груза и др.);

– метеорологические условия (температура воздуха, сила ветра, наличие атмосферных осадков).

К факторам, влияющим на время транспортировки груза, относятся:

– марка трактора и прицепа;

– состав агрегата;

– грузоподъемность;

– вид груза;

– дорожные условия (тип дороги, ее состояние и рельеф).

На время холостого пробега влияют те же нормообразующие факторы, кроме грузоподъемности и вида груза.

При изучении затрат времени на подготовительно-заключительную работу запись производят по составляющим ее элементам, используя метод фотохронометража. Наблюдатель приходит на место работы раньше исполнителя, чтобы зафиксировать все затраты времени и особенности организации, связанные с подготовительно-заключительной работой. При проведении наблюдений за ежесменным техническим обслуживанием отражают способы заправки горючим (механизированный, ручной), фиксируют все затраты по элементам отдельно за трактором и прицепом. При переезде агрегата в начале смены от места стоянки к месту погрузки и от места последней разгрузки в конце смены к месту стоянки наблюдатель указывает расстояние переезда, группу дороги (тип дороги и ее состояние), а затем подсчитывает транспортную скорость при переезде.

К основному времени относят время на транспортировку грузов. Величина затрат времени на их транспортировку зависит от скорости движения агрегата, типа дороги, ее состояния и расстояния перевозки.

Если рейс агрегата состоит из отрезков пути, отличающихся по типу и состоянию дорог, то время записывают по каждому участнику отдельно.

Ко времени организационно-технологического обслуживания агрегата относят затраты времени на взвешивание грузов, оформление документов или на их приемку и сдачу, очистку кузова, подтяжку креплений, устранение мелких неполадок.

Ко времени регламентированных перерывов в работе относят время на личные надобности исполнителей и их кратковременный периодический отдых во время работы.

При проведении наблюдений также фиксируют и непроизводительные затраты времени (простой), которые необходимы для анализа использования времени смены и вскрытия резервов повышения производительности труда трактористов-машинистов, занятых на транспортных работах.

Методические основы определения норм выработки на транспортных работах

Производительность тракторно-транспортного агрегата измеряется количеством перевезенного груза в тоннах или выполненной транспортной работы в тонно-километрах за единицу времени.

Так, сменную норму выработки (Wсм) в тоннах определяют по формуле

Wсм = ((Тсм – (Тпз + Тотл)) / Тр) × Gф,     (1)

где Тсм – продолжительность рабочей смены, мин;

Тпз – время подготовительно-заключительной работы, мин;

Тр – время одного рейса, мин;

Тотл – время на отдых и личные надобности, мин;

Gф – фактическая грузоподъемность транспортного средства относительно данного груза, т.

При необходимости определения нормы выработки в тонно-километрах полученный результат умножают на расстояние перевозки (Lср).

Время одного рейса рассчитывают по формуле

Тр = tпр + 2 × L × 60 / Vср,    (2)

где tпр – время на погрузку и разгрузку груза за один рейс, мин;

Vср – средняя скорость движения транспортных средств, км/ч;

L – расстояние переезда, км.

В эти затраты времени включают маневрирование транспортных средств под погрузку и разгрузку, увязывание и развязывание грузов, открытие и закрытие бортов, взвешивание груза и выполнение других вспомогательных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой.

Среднюю скорость движения транспортных средств определяют по формуле

Vср = (2 × Vсгр × Vбгр) / (Vсгр + Vбгр),    (3)

где Vсгр, Vбгр – скорости движения транспортных средств с грузом и без груза, км/ч.

Скорости движения Vсгр, Vбгр зависят от дорожных условий. Скорость устанавливают по данным наблюдений за работой агрегатов или рассчитывают.

Пример. Расчет нормы выработки

В хозяйстве за транспортировкой органических удобрений проведено 3 наблюдения, результаты которых сведены в таблице.

Работу выполняли трактором МТЗ-1522 с прицепом 10 т. Навоз грузили с помощью погрузчика, разгружали самосвальным способом. Расстояние транспортировки (Lср, L) 15 км. Ежедневно выполняли по 3 рейса.

Средний вес перевезенного груза за один рейс (Gф) составляет 9 т.

Для расчета нормы выработки исходные данные устанавливаются из материалов наблюдений и справочной литературы (например, Методического пособия).

Результаты работы агрегата

Для расчета времени одного рейса необходимо найти время погрузки и разгрузки. Оно равно сумме времени на подъезд под погрузку, погрузку, подъезд под разгрузку и времени разгрузки.

Для расчета находим среднее арифметическое значение показателей наблюдения:

– время подъезда под погрузку – 3 мин ((3 + 5 + 1) / 3);

– время погрузки – 15 мин ((15 + 14 + 16) / 3);

– время подъезда под разгрузку – 3 мин ((3 + 1 + 5) / 3);

– время разгрузки – 9 мин ((9 + 10 + 8) / 3).

Тогда tпр = 10 мин ((3 + 15 + 3 + 9) / 3) при количестве рейсов за смену, равному 3.

Для определения средней скорости движения транспортного агрегата по формуле 3 рассчитываем среднюю скорость движения с грузом и без груза.

Так, среднее время движения агрегата с грузом – 107 мин ((106 + 108 + 107) / 3), или 1,78 ч на 3 рейса.

Тогда Vсгр = 25 км/ч (3 × 15 / 1,78).

Среднее время движения агрегата без груза – 97 мин ((94 + 96 + 102) / 3), или 1,62 ч на 3 рейса.

Тогда Vбгр = 28 км/ч (3 × 15 / 1,62).

Таким образом, Vср = 26 км/ч ((2 × 25 × 28) / (25 + 28)).

По формуле 2 определим время одного рейса:

Тр = 10 + (2 × 15 / 26) × 60 = 79 (мин).

Исходя из данных таблицы, определяем среднее значение подготовительно-заключительного времени и времени на личные надобности.

Так, Тпз = 52 мин ((52 + 55 + 49) / 3), а Тотл = 33 мин ((30 + 35 + 35) / 3).

По формуле 1 рассчитываем сменную норму выработки:

Wсм = 38,2 т (((420 – (52 + 33)) / 79) × 9), либо 573 ткм (38,2 × 15).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.