9 сентябрь 2019
8

Поощряем работников за предложения по производственным улучшениям и рационализаторство

Александр Фолежинский, экономист

Активное проведение в коммерческой организации рационализации производства и новаторства, реализация творческих идей и действий самих работников становятся сегодня полноправными бизнес-процессами. Они включаются в качестве составных частей в бизнес-стратегию и культуру организации. В современных системах менеджмента качества поддержка процессов улучшения производства является важнейшим принципом управления качеством и обязательным компонентом ISO 9001.

Из статьи вы узнаете, как грамотно выстроить систему поощрения за рационализатор­ские предложения (предложения по улучшению) в вашей организации.

Меры по производственно-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности коммерческой организации обычно связывают с техническим переоснащением, внедрением новых технологических проектов и другими мероприятиями, связанными со значительными инвестициями. Как правило, в этих случаях инновационные преобразования проводят через реконструкцию производства, внедрение новой техники, технологии, продуктов в уже существующих производственных системах.

А возможен ли вариант осуществления этих изменений без значительных финансовых затрат?

Такие возможности существуют, если использовать эффективные системы управления производственными процессами, т.е. постоянно улучшать производственный процесс, методы и способы работы, рабочие места и условия труда, качество продукции и услуг на основе новаторских идей и предложений участвующих в производстве работников.

<...>

Как измерить величину эффекта от рационализаторского предложения?

Существуют разные практические подходы для установления вознаграждения за рационализацию. Как правило, они связаны со схемой оценки величины эффекта:

– от внедрения рационализаторского предложения или предложения по улучшению;

– периода экстраполяции, в котором рассчитывается экономия (обычно один год, реже больше одного года);

– шкалы зависимости размера вознаграждения от величины экономии;

– области распространения рационализаторского предложения – от рабочего места до структурного подразделения и уровня всей организации;

– степени участия авторов в разработке рационализаторского предложения и др.

При измерении величины эффекта от рационализаторского предложения применяют 3 основных метода:

1) расчет экономии от внедрения рационализаторского предложения в сравнении с предыдущим состоянием;

2) аналогия с лицензированием;

3) экспертная оценка.

Расчет на основе лицензионной аналогии основан на определении той суммы, которую обычно получают авторы аналогичных ноу-хау по лицензионным соглашениям.

Метод экспертной оценки применяется в том случае, если оба других метода не подходят, например при рацпредложениях в области охраны труда, контроля качества, социальных процессов в организации и т.п.

Базовый размер премии может дифференцироваться в зависимости от рассчитанной экономии затрат.

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 9/2019.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 984 статьи без ограничений через минуту!

Активировать бесплатную подписку

У меня есть подписка

Печать
AA

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.