6 июнь 2014
27
Страница № 27

Примеры установления показателей премирования и расчета премии водителям автомобилей за производственные результаты

Роман Герасимов, заместитель начальника отдела экономики и финансов ОАО «Миноблавтотранс»; Николай Свирид, экономист

Сегодня среди нанимателей заметно повысилась, по сравнению с другими видами материального стимулирования, приоритетность премирования работников за производ­ственные результаты. Это обусловлено тем, что такое премирование позволяет напрямую связать размеры премии с результатами выполнения конкретных производственных показателей.


Какими нормативными документами нужно руководствоваться

В коммерческих организациях методическую основу премирования за производственные результаты составляют:

– постановление Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1798 «О дополнительных мерах материального стимулирования высоко­производительного и качественного труда»;

Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности,  утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 (далее – Рекомендации № 29);

– другие разработанные министерствами и ведомственными отраслевые рекомендации по премированию работников за производственные результаты.

Важно! Целью премирования является достижение единства интересов всех категорий работников в обеспечении высоких конечных результатов производственной и финансово-хозяйст­вен­ной деятельности организации в целом на основе учета и поощрения трудового вклада каждого подразделения и отдель­ных работников.

Некоторые важные понятия, используемые при организации премирования

Порядок премирования работников определяет наниматель в локальных нормативных правовых актах организации (далее – ЛНПА).

В Рекомендациях № 29 даны следующие определения основным элементам премиальной системы:

– премии за основные результаты работы – поощрительные выплаты стимулирующего характера (надтарифная часть заработной платы), призванные обеспечить взаимосвязь тарифной (основной) части заработной платы с результатами труда, связанными с выполнением и перевыполнением показателей, непосредственно входящих в трудовые обязанности работников;

Важно! Показатели премирования должны соответствовать задачам организации и зависеть от реальных трудовых усилий коллектива или отдельного работника.

– показатели премирования – элементы системы премирования, определяющие направление приложения трудовых усилий работников, включенных в круг премируемых, имеющее количе­ственные и качественные характеристики, обеспеченные оперативным и (или) бухгалтерским учетом;

– условия премирования – количественные и качественные параметры показателей, которые должны быть соблюдены при выполнении установленных показателей премирования;

– размер премий (поощрений) – величина премии (поощрения) за улучшения результатов работы, выполнение установленных показателей;

– депремирование работников – уменьшение размеров премии работников или полное лишение премии за конкретные упущения в работе, перечень которых устанавливается нанимателем и включается в положение о премировании.

Важно! Множественность показателей и условий премирования снижает заинтересованность работников в решении поставленных задач.

Премирование должно производиться за те показатели, от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации. Рекомендуем устанавливать не более 2–3 показателей и условий премирования, чтобы не терялась связь системы премирования с основными задачами и результатами деятельности коллектива.

Система стимулирования количественных и качественных результатов деятельности может содержать как показатели и размеры премирования, так и депремирования. Перечень упущений в работе, за которые работники лишаются полностью или частично премии, отражается в Положении о премировании.

Примеры установления показателей и условий премирования

Устанавливаемые в организациях показатели и условия премирования водителей автомобилей за производственные результаты характеризуются многообразием. На основе их анализа можно выделить следующий перечень показателей и условий премирования (см. табл. 1).

Порядок расчета премий

Премия за отчетный месяц начисляется:

1) водителю со сдельно-премиальной оплатой труда – в процентах от сдельного заработка:

Сп = Зс × П / 100,

где Сп – сумма премии за месяц, руб.;

Зс – сумма сдельного заработка, начисленного за месяц, руб.;

П – процент премии;

2) водителю с повременно-премиальной оплатой труда – в процентах от тарифной ставки (оклада), начисленной за отработанное за месяц время:

Сп = Тч × Чотр × П / 100,

где Тч – часовая тарифная ставка водителя, руб.;

Чотр – количество отработанных за месяц часов.

Премии начисляются также на доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, если это предусмотрено в локальных нормативных правовых актах.

Справочно: размеры премий, преду­сматриваемых в положениях об оплате труда водителей, могут дифференцироваться в зависимости от их занятости в основной или не основной деятельности, вида перевозок, других факторов.

За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад) (ст. 69 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Примеры расчета премий

Пример 1. Международные перевозки грузов

Согласно действующему на предприятии автомобильного транспорта положению о премировании водителям автомобилей, выполняющим международные перевозки грузов, премия выплачивается:

– за соблюдение сроков доставки грузов – 30 % сдельного заработка;

– соблюдение установленных в задании на перевозку суточных норм пробега – 15 % сдельного заработка.

Премию выплачивают при условии обеспечения сохранности груза и отсутствия претензий грузополучателя.

Согласно путевому листу водитель грузового автомобиля Mercedes-Benz грузоподъемностью 24 т в период с 3 по 22 марта 2014 г. выполнил перевозку груза по маршруту Беларусь – Германия – Россия – Беларусь и сдал его грузополучателям в установленные сроки. Суточные нормы пробега соблюдены. Претензий от грузополучателей не имеется. Сдельный заработок водителя составил 6,5 млн. руб.

Водителю в этом случае начислена премия (П) в сумме:

П = 6 500 000 × (30 + 15) / 100 = 2 925 000 руб.

Пример 2. Пригородные и городские перевозки грузов при сдельной оплате труда. Расчет сменного задания водителю

Водитель автомобиля МАЗ (самосвал грузоподъемностью 10 т) занят перевозкой песка с пригородного карьера на растворо-бетонный завод. Расстояние перевозки 52 км. Оплата труда водителя – сдельно-премиальная: при выполнении сменных заданий по итогам месяца ему начисляется премия в размере 35 % сдельного заработка. Часовая тарифная ставка водителя – 44 000 руб. Рассчитаем заработную плату водителя, включая премию, с учетом того что в марте 2014 г. он выполнил 80 рейсов и перевез 800 т песка.

Документ: постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (далее – Правила № 970).

Определим нормативное время на одну ездку, состоящее из суммы времени:

– на погрузку песка и разгрузку его из автомобиля;

– выполненные при перевозке песка тонно-километры (ткм).

Норма времени простоя самосвалов под погрузкой и разгрузкой принимается согласно приложению 7 к Правилам № 970.

Документ: приказ Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц «Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств» (далее – Рекомендации № 391-Ц).

Документ: постановление Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей» (далее – Положение № 82).

При погрузке песка экскаватором емкостью от 1 до 3 м3 время простоя авто­мобиля в расчете на 1 т составляет 0,82 мин, или 8,2 мин на авто­мобиль грузоподъемностью 10 т.

Норма времени на 1 ткм (Нвр) определяется согласно Рекомендациям № 391-Ц по формуле

где 60 – переводной коэффициент 1 часа в минуты;

υ – расчетная скорость движения, определяемая в соответствии с Рекомендациями № 391-Ц. Для исходных данных нашего примера равна 63 км/ч;

q – грузоподъемность автомобиля (в нашем случае – 10 т);

b – коэффициент использования пробега для самосвалов – 0,45.

Исходя из этих данных норма времени на 1 ткм составит:

Перевозка 10 т песка на расстояние 52 км составляет 520 ткм. Нормативное время на их выполнение – 109,2 мин. (520 × 0,21).

Таким образом нормативное время (Вн) на 1 ездку составит:

Вн = 8,2 + 109,2 = 117,4 мин.

Для установления сменного задания необходимо из общего фонда сменного времени, равного при 5-дневной рабочей неделе 480 мин (8 × 60), вычесть время:

– нулевого пробега (примем его равным 30 мин);

– подготовительно-заключительных работ и предрейсового медосмотра водителя. Согласно Положению № 82 время подготовительно-заключительных работ составляет 20 мин, предрейсовый медосмотр – 5 мин.

Без учета этого времени сменное время (Всм) водителя составит:

Всм = 480 – (30 + 20 + 5) = 425 мин.

Исходя из значений Всм и Вн определим сменное задание водителю (Зсм):

Зсм = Всм / Вн = 425 / 117,4 = 3,6 ездки.

В марте 2014 г. (21 рабочий день) водитель должен выполнить с учетом перевыполнения задания 75,6 ездок (21 × 3,6). Работник план даже пере­выполнил, поэтому размер премии ему устанавливается равным 35 % от сдельного заработка.

Часовая тарифная ставка водителя – 44 000 руб., соответственно минутная составит 733,3 руб. (44 000 / 60).

При этом сдельная расценка (Р) за 1 рейс будет равна:

Р = 117,4 × 733,3 = 86 089 руб.

Итак, водителю должны быть начислены:

– сдельная заработная плата (З):

З = 80 × 86 089 = 6 887 120 руб.;

– премия (П):

П = 6 887 120 × (35 / 100) = 2 410 492 руб.

Всего начислено 9 297 612 руб. (6 887 120 + 2 410 492).

Пример 3. Городские перевозки с повременной оплатой труда

Согласно действующему у нанимателя положению по оплате труда водители автомобилей с повременной оплатой труда премируются в размере 40 % тарифной ставки (за отработанное время) за выполнение следующих показателей:

– выполнение сменных заданий по доставке грузов заказчикам;

– соблюдение графиков доставки груза.
Условие премирования – отсутствие замечаний со стороны заказчиков.

В марте 2014 г. по согласованному заказчиками графику водитель авто­мобиля-фургона IVECO ежедневно доставлял хлебобулочные изделия 5 детским садам в установленное время, не допустив при этом нарушений. Замечаний со стороны администрации этих организаций не имелось.

Часовая тарифная ставка водителя – 32 000 руб. Ему начислены:

– заработная плата (З) по часовой тарифной ставке за отработанное время:

З = 167 × 32 000 = 5 344 000 руб.;

– премия (П):

П = 167 × 32 000 × (40 / 100) = 2 137 600 руб.

Всего начислено 7 481 600 руб. (5 344 000 + 2 137 600).

Пример 4. Междугородние перевозки пассажиров микроавтобусами

Премирование водителей микроавтобусов производят по результатам работы за месяц за выполнение плана по выручке, которая дифференцируется в зависимости от коэффициента наполняемости микроавтобуса (см. табл. 2).

Условие премирования – обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров.

Согласно приведенной в табл. 2 шкале наибольшей наполняемостью микро­автобуса характеризуется маршрут 1, где коэффициент наполняемости находится в пределах от 0,6 до показателя превышающего 0,8. В связи с этим на этом маршруте размер премирования водителя выше, чем на других маршрутах, и составляет от 35 до 45 %.

На маршруте 3 предельные значения коэффициента наполняемости меньше и составляют от 0,4 до 0,7, что обусловило более низкие размеры премий – от 25 % до 35 % тарифной ставки (оклада).

Коэффициент наполняемости рассчитывают в следующем порядке:

1) определяется среднее количество перевезенных пассажиров в данном месяце (Кп.м) по формуле

Кп.м= Вб / Сб,

где Вб – выручка, полученная от продажи билетов за месяц;

Сб – полная стоимость билета;

2) рассчитывается среднее количество перевезенных пассажиров за один рейс (Кп.р):

Кп.р = Кп.м / Крейс,

где Крейс – количество рейсов;

3) определяется коэффициент наполняемости (Кн):

Кн = Кп.р / Км.с,

где Км.с – количество мест для сидения в автобусе.

В марте 2014 г. на маршруте 1 исходя из полученной водителем выручки коэффициент наполняемости составил 0,69; размер премии – 35 % от тарифной ставки за отработанное время. Работая по графику 6-дневной рабочей недели, водитель отработал 173 ч вместо 167 ч, предусмотрен­ных графиком работы. Сверхурочно отработанное время составило 6 ч. Часовая тарифная ставка водителя 35 000 руб.

Сумма заработной платы (З) составит:

– за предусмотренные графиком часы (Згр):

Згр = 167 × 35 000 = 5 845 000 руб.

– за сверхурочные часы (Зсв.ч):

Зсв.ч = 6 × 35 000 × 2 = 420 000 руб.

Начисляем сумму премии (П), имея в виду, что согласно ст. 69 ТК за работу в сверхурочное время премия начисляется на одинарную тарифную ставку:

П = (5 845 000 + (35 000 × 6)) × (35 / 100) = 2 119 250 руб.

Справочно: премии за отчетный период (месяц, квартал, год) должны выплачиваться работникам, как правило, не позднее месячного срока после окончания отчетного периода одновременно с выдачей заработной платы в сроки, установленные коллективным договором.

Перечень упущений, за которые водители могут лишаться премии

Конкретный размер премии отдельному работнику может быть увеличен либо уменьшен по решению нанимателя с учетом его вклада в выполнение установленных показателей (в пределах средств, направляемых на премирование работников).

Перечень упущений, за которые водители могут лишаться премии частично или полностью, должен быть предусмотрен в ЛНПА организации.

В организациях автомобильного транспорта эти упущения устанавливаются исходя из специфики их деятельности и могут включать:

– дорожно-транспортные происшествия и аварии по вине водителя, их сокрытие, уезд с места происшествия;

– использование автомобиля в личных целях;

– утрату или порчу перевозимых товароматериальных ценно­стей;

– нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопа­сности, трудовой и производственной дисциплины;

– невыполнение распоряжения руководителя.

Для водителей автобусов этот перечень может быть дополнен следующими упущениями:

– работа на линии с техническими неисправностями, угрожающими безопасности пассажиров;

– срыв рейса маршрутного автобуса;

– опоздание с выездом на линию, преждевременное прекращение работы;

– провоз пассажиров без билета (кроме городских маршрутов).

Исходя из Рекомендаций № 29 водители могут лишаться премии полностью:

– за прогул (в т.ч. за отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины;

– появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;

– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Полное или частичное лишение премии производят за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляют приказом (распоряжением) нанимателя.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.