5 май 2014
22
Страница № 22

Рекомендации по организации оплаты труда водителей автомобиля (Продолжение)

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ

(Продолжение. Начало см.: Нормирование и тарификация труда. – 2014. – № 3. – С. 47; № 4. – С. 46.)

Рассмотрим некоторые практические примеры организации и оплаты труда водителей автомобилей.

Поручение водителю автомобиля работ по ремонту транспортного средства

У нанимателей часто возникают вопросы, связанные с поручением водителю автомобиля ремонтных работ транспортного сред­ства различной степени сложности, а также других работ на время ремонта закрепленного за ним автомобиля.

Рассмотрим, как на практике оформляют поручение указан­ных работ и какие нормы законодательства о труде применяются в этих случаях.

Первая ситуация связана с тем, что водитель автомобиля устраняет неисправности, возникшие во время работы по управлению автомобилем.

Характеристика работ, содержащаяся в квалификационной характеристике профессии «водитель автомобиля», наряду с другими функциями по обслуживанию автомобиля и перевозимых грузов и пассажиров предусматривает устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей.

В связи с этим указанные ремонтные работы не требуют оформ­ления специального локального нормативного правового акта о привлечении водителя автомобиля к данным работам, и соответ­ственно доплаты, надбавки и другие выплаты за выполнение указанных работ не устанавливаются.

Вторая ситуация связана с тем, что водитель выполняет техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей.

Следует заметить, что техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения для выполнения этих работ водителей. Однако в некоторых организациях (обычно с небольшой численностью) в целях оптимизации численности персонала к ремонту автомобиля привлекается водитель, который закреплен за этим транспортным средством.

В данном случае возможно применение ст. 33 либо ст. 34 ТК. При этом требуется наличие у водителя автомобиля квалификационного разряда слесаря по ремонту автомобиля, присвоенного в уста­новленном законодательством порядке.

В случаях, когда водитель автомобиля временно переводится на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до 1 месяца, оплату его труда производят по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней (основной) работе.

Если же водитель автомобиля привлекается к ремонту и техническому обслуживанию автомобиля вследствие простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ним автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.), на все время простоя оплату его труда производят по выполняемой работе.

Справочно:
статья 33 «Временный перевод в связи с производственной необходимостью» Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Простоем признают временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономиче­ского характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсут­ствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (ст. 34 ТК).

Справочно:
статья 34 «Временный перевод в случае простоя» ТК.

Временный перевод в связи с простоем осуществляется с учетом профессии, специальности, квалификации, должности работника на все время простоя. Законодательство о труде предоставляет нанимателю возможность привлечения работника к другой работе (по другой профессии (должности)) при оформлении простоя (ст. 34 ТК).

Что касается временного перевода водителя автомобиля в связи с простоем, то он может производиться нанимателем по родственной профессии (например, слесарем по ремонту автомобиля).

Если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже среднего заработка по прежней работе, то производят доплату:

– при выполнении норм выработки или переведенных на по­временно оплачиваемую работу – до среднего заработка по прежней работе;

– при невыполнении норм выработки – до тарифной ставки по прежней работе.

Во всех случаях временный перевод должен быть оформлен в установленном порядке (приказом, распоряжением) с указанием причин перевода.

Пример 1

Водителя автомобиля привлекают к работе по ремонту автомобиля, требующей оформления простоя. Ремонтные работы тарифицируют 4-м разрядом. Оплату труда производят исходя из тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации (900 000 руб.), и тарифной ставки слесаря по ремонту автомобиля 4-го разряда (тарифный коэффициент по ЕТС 1,57). Надбавка за профмастерство по 4-му разряду – 20 % тарифной ставки за отработанное время. Премия – 30 % тарифной ставки за отработанное время.

Произведем расчет:

– месячная тарифная ставка – 1 413 000 руб. (900 000 × 1,57);

– надбавка за профмастерство – 282 600 руб. (1 413 000 руб. × 0,2);

– премия 423 900 руб. (1 413 000 руб. × 0,3).

Итого начисленная заработная плата составит 2 119 500 руб. (1 413 000 + 282 600 + 423 900).

Размер среднего заработка данного работника по профессии водителя авто­мобиля составляет 4 347 078 руб. С учетом этого водителю автомобиля производят доплату в размере 2 227 578 руб. (4 347 078 – 2 119 500).

Документ:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденные постановлением Мин­труда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС).

Если же у нанимателя нет возможности перевода водителя авто­мобиля по родственной профессии либо у водителя автомобиля отсутствует квалификация по ней, то временный перевод в связи с простоем может осуществляться, например, по профессии, относящейся к неквалифицированному труду. В таких случаях, как правило, не требуется присвоение работнику квалификации, поскольку согласно нормам Общих положений ЕТКС квалификационный разряд рабочим отдельных профессий, тарифицируемых в диапазоне 1–2-го разрядов (например, дворникам, уборщикам территории и др.) и не требующих профессиональной подготовки, может быть присвоен в порядке, установленном нанимателем, если иное не предусмотрено локальными нормативными правовыми актами. В этом случае также необходимо производить доплату до уровня среднего заработка.

Если у нанимателя отсутствует работа, которую могут выполнять работники, находящиеся в простое, то при простое водителю автомобиля выплачивают заработную плату в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада) (ст. 71 ТК). При этом наниматель самостоятельно принимает решение о том, должен ли работник находиться на рабочем месте во время простоя либо нет.

Закрепление за водителем автомобиля нескольких транспортных средств

Если по условиям организации труда нецелесообразно 1 води­теля автомобиля закреплять за 1 автомобилем, то ему поручают управ­ление 2 и более автомобилями. При этом у водителя авто­мобиля должны быть открыты все категории транспортных средств, за которыми он закреплен.

Справочно:
статья 71«Оплата труда при невыполнении норм выработки, браке, простое, а также при освоении новых производств (продукции)» ТК.

В таких случаях следует правильно оформить трудовые договоры (контракты) с указанными работниками в части установления условий оплаты труда.

Так, для расчета тарифной части заработной платы водителя авто­мобиля, за которым закреплено несколько автомобилей, часовые тарифные ставки определяют дифференцированно применительно к каждому транспортному средству. Рассчитанные таким образом часовые тарифные ставки умножают на фактически отработанное рабочее время на каждом из автомобилей и затем суммируют.

Фактически отработанное рабочее время определяют по данным, отраженным в путевых листах по каждому транспортному средству.

Пример 2

В организации используются грузовые автомобили грузоподъемностью 0,5 т и 3,5 т, легковой автомобиль «Ауди» с объемом двигателя 2,0, за которыми закреплен 1 водитель.

Тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 900 000 руб.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя автомобиля составляют:

– грузовые автомобили – 2,08 и 2,22 соответственно;

– «Ауди» – 2,12.

Расчетные месячные тарифные ставки водителя автомобиля применительно к категориям транспортных средств:

– для грузовых автомобилей – 1 872 000 руб. и 1 998 000 руб. соответ­ственно;

– «Ауди» – 1 908 000 руб.

При оплате труда водителя автомобиля возможно применить следующие варианты расчетов:

1-й вариант. При выполнении работ различной квалификации труд рабочих с повременной оплатой труда, а также служащих оплачивают по работе более высокой квалификации (ст. 66 ТК), т.е. оплата труда водителя автомобиля, за которым закреплены грузовые автомобили грузоподъемностью 0,5 т и 3,5 т и легковой автомобиль «Ауди» с объемом двигателя 2,0, может производиться исходя из тарифной ставки, рассчитанной по наибольшему кратному размеру тарифной ставки 1-го разряда (2,22), что составляет 1 998 000 руб.;

2-й вариант. Оплату труда водителя автомобиля производят за фактиче­ски отработанное рабочее время на каждом из автомобилей.

В этом случае рассчитывается часовая тарифная ставка по каждому автомобилю (для ее расчета принимаем среднемесячное расчетное количество рабочих часов в 2014 г. – 167,9 ч):

– грузовые автомобили – 11 149 руб. и 11 900 руб. соответственно;

– «Ауди» – 11 364 руб.

Справочно:
статья 66 «Оплата труда при выполнении работ различной квалификации» ТК.

В феврале 2014 г. водитель автомобиля отработал 50 ч на грузовом авто­мобиле грузоподъемностью 0,5 т, 10 ч – на грузовом автомобиле грузо­подъемностью 3,5 т и 100 ч – на легковом автомобиле.

Его заработная плата (тарифная ставка) за февраль 2014 г. составит 1 812 850 руб. (11 149 × 50 + 11 900 × 10 + 11 364 × 100).

Документ:
Выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Мин­труда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).

Особенности присвоения классов и выплаты надбавки за классность водителю автомобиля

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с ЕТКС (ст. 61 ТК). Основные правила присвоения рабочим квалификационных разрядов (классов, категорий) изложены в Общих положениях ЕТКС.

Присвоение класса водителю автомобиля производят с учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 ЕТКС. Для присвоения водителю автомобиля 2-го класса требуется наличие у него права на управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к механическим транспортным средствам категорий «В» и «Е» или «С» и «Е»; управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е», а для присвоения 1-го класса – права на управление легковыми и грузовыми автомобилями, а также автобусами всех типов и марок, отнесенными к механическим транспортным средствам категорий «В», «С», «Д» и «Е».

С учетом изложенного присвоение класса водителю автомобиля производится в установленном в организации порядке, но обязательным условием является наличие у него права на управление транспортными средствами тех категорий, которые указаны в тарифно-квалификационной характеристике категорий.

Формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора в соответствии со ст. 63 ТК.

Справочно:
статья 63 «Формы, системы и размеры оплаты труда» ТК.

Таким образом, порядок и условия выплаты водителям автомобиля надбавок за классность устанавливаются в каждой организации самостоятельно и предусматриваются в ее локальных нормативных правовых актах (коллективном договоре, положении о присвоении рабочим разрядов (классов, категорий) и др.).

При этом у нанимателя имеется 2 варианта выплаты надбавки за классность:

1) надбавка за классность выплачивается при условии, что водитель автомобиля управляет транспортными средствами тех категорий, которые указаны в тарифно-квалификационной характеристике соответствующего класса;

2) надбавка за классность выплачивается при наличии у водителя автомобиля класса, присвоенного в установленном законо­дательством порядке (в т.ч. и в другой организации), независимо от категории автомобиля, за которым он закреплен.

Совмещение водителем автомобиля другой профессии (должности)

Помимо работы, обусловленной трудовым договором, наниматель может дополнительно поручить работнику (в т.ч. водителю авто­мобиля) обязанности по другой профессии (должности) в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены). При этом работа, предусмотренная трудовым договором (контрактом), будет являться основной, а работа по другой профессии (должности) – дополнительной. В законодательстве о труде выполнение такой работы рассматривается как совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Для водителей автомобиля характерно поручение дополнительной работы в виде совмещения профессий (должностей) – выполнение работником наряду со своей основ­ной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии (должности) (имеется в виду другое наименование профессии (должности)). Например, водителю автомобиля поручаются обязанности экспедитора по перевозке грузов.

Поручение работнику дополнительной работы наряду с выполнением в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) основной работы, обусловленной трудовым договором, допускается с согласия работника. В соответствии со ст. 20 ТК запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, простоя).

Справочно:
статья 20 «Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором» ТК.

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производят доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК).

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) наниматель устанавливает по соглашению с работником.

Дополнительные обязанности по другой профессии (должности) могут быть поручены водителю автомобиля как при приеме на работу, так и впоследствии. Если указанные обязанности определяются непосредственно при приеме на работу, то в соответствующий раздел трудового договора (контракта) вносят запись об установлении доплаты за совмещение профессий.

Справочно:
статья 67 «Оплата труда при совмещении профес­сий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников» ТК.

Поручение дополнительных обязанностей в процессе трудовых отношений оформляют приказом, и дополнения в трудовой договор (контракт) не вносят.

Важно!
Совмещение профессий (должностей) возможно при наличии в штатном расписании вакансии по штатной единице (ее доле) той должности (профессии), по которой поручается дополнительная работа.

Во всех случаях обязанности по другой профессии (должности) не включают в рабочую (должностную) инструкцию работника по основной работе, а предусматривают в другом распорядительном документе (например, в приказе нанимателя).

Соглашение между нанимателем и работником о совмещении профессий (должностей) оформляют приказом (распоряжением) нанимателя.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.