3 март 2023
15
Страница № 15

Режим рабочего времени и графики работ (сменности) водителей автомобилей

Ирина Козлитинова, экономист

Помимо общих норм законодательства о труде, регулирование рабочего времени и отдыха водителей автомобиля (далее – водитель) имеет определенные особенности. Рассмотрим эти особенности, а также приведем примеры различных вариантов режимов рабочего времени водителей.

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников в организациях транспорта определяются положениями о рабочем времени и времени отдыха (часть первая ст. 318 ТК).

Для нанимателей и водителей таким нормативным правовым актом является Положение № 82.

Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утверж­денное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (в редакции от 19.04.2018 № 13) (далее – Положение № 82).

Режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками работ (сменности), в которых указываются:

• время начала и окончания рабочего дня (рабочей смены);

• продолжительность ежедневной работы (рабочей смены);

• перерывы для отдыха и питания;

• дополнительные специальные перерывы;

• рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования, и другие сведения.

Нанимателю предоставлено право с согласия водителя вносить изменения в графики работ (сменности) и информацию об их изменении доводить до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню (часть шестая п. 3 Положения № 82).

Положение № 82 предусматривает некоторые особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, к которым относятся следующие:

– максимальная продолжительность рабочего дня (рабочей смены) в отдельных случаях может быть установлена нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) 12 ч;

– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (рабочей смены) 12 ч более двух календарных дней подряд;

– продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени проведения предрейсового медицинского обследования определяется нанимателем самостоятельно;

– после 2 ч непрерывного управления автомобилем необходимо предусматривать дополнительный специальный перерыв продолжительностью не менее 10 мин, который включается в рабочее время;

– окончанием работы водителя автомобиля является время фактического освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после проведения необходимых работ по сдаче автомобиля.

Несмотря на отдельные особенности рабочего времени и времени отдыха водителям автомобилей могут устанавливаться различные режимы рабочего времени:

• 5- или 6-дневная рабочая неделя;

• ненормированный рабочий день;

• неполное рабочее время;

• разделение рабочего дня на части;

• сменная работа и режим рабочего времени при сменной работе;

• суммированный учет рабочего времени.

Рассмотрим примеры разных режимов рабочего времени водителей и соответственно их графики работ (сменности).

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 3/2023.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Хотите ознакомиться со статьей?  Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!

Оставить заявку

У меня есть подписка

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.