9 сентябрь 2014
7

Рост производительности труда должен опережать рост зарплаты.
Мнения экспертов о нормах постановления Совета Министров № 744

Постановление Совета Министров РБ от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (далее – постановление № 744) принято для повышения эффективности деятельности организаций и обеспечения роста заработной платы, увязанного с ростом производительности труда. С этой целью установлено, что рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников допускается только при условии опережающего роста производительности труда. При невыполнении указанного условия фонд заработной платы за отчетный месяц уменьшается до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы не менее 1,0. При этом в качестве показателя при определении производительности труда определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника. Из этого можно сделать вывод, что нормы постановления № 744 должны нацелить организации не столько на производство продукции, товаров, работ, услуг, сколько на их реализацию, что будет способствовать снижению складских запасов и росту доходов организаций. Правительство рекомендует также всем коммерческим организациям независимо от форм собственности руководствоваться принципами, установленными данным по­становлением. Итак,

Рост производительности труда должен опережать рост зарплаты. Мнения экспертов о нормах постановления Совета Министров № 744

Вопрос: Как данная норма законодательства отразится на доходах населения? Какой политикой в области оплаты труда в создавшихся условиях должны руководствоваться организации, чтобы избежать социальной напряженности и сверхтекучести кадров? Ведь наряду с проблемами со сбытом у многих отечественных предприятий наблюдается падение объемов производства, таким образом, снижение заработной платы кажется неизбежным.

Анатолий Гладковский, экономист:

Постановление № 744 создает более жесткую увязку производительности труда всех категорий работников с эффективностью деятельности коммерческой организации. Это будет служить стимулом для более слаженной работы всех подразделений, внедрения комплексных систем управления ресурсами организации для наиболее оперативной адаптации производства (оказания услуг) к требованиям как внутреннего, так и внешнего рынков. Дей­ствительно, в краткосрочном периоде данный акт может негативно повлиять на доходы работников, занятых в экономически не­эффективных коммерческих организациях, однако его основной эффект направлен на долгосрочную перспективу. Он призван побудить нанимателя как к более эффективному использованию труда работников, так и к поиску новых маркетинговых и сбытовых стратегий, к внедрению таких систем оплаты труда, как системы стимулирования и распределения прибыли, обусловленной ро­стом производительности (система Скэнлона, система Импрошейр и др.). Постановление № 744 предполагает, что налаживание прогрессивных механизмов материального стимулирования, которое, как правило, сопровождается также оптимизацией трудоемкости продукции (услуг), а значит, и численности работников, позволит добиться стабильного превышения темпа роста производительно­сти труда над темпом роста заработной платы работников.

Сергей Майоров, экономист:

Для менеджеров и экономистов, переживающих за перспективное развитие экономики нашей страны в целом и организации, где они работают, в частности, постановление № 744 – документ, давно ожидаемый. Ситуация, когда нормы и показатели эффективности труда привязаны к объемам производства, а не к объемам сбыта продукции, не способствует прогрессивному развитию экономической системы и пониманию того общеизвестного факта, что зар­плату работникам платит не руководство, а потребитель. Именно из его денежных поступлений формируются и фонд заработной платы организации, и прибыль, и амортизация и пр.

Конечно, это – одна из мер так называемой «шоковой терапии», но другого пути для «лечения» нет. Многим топ- и лайн-менеджерам, привыкшим к высоким зарплатам, придется «затянуть пояса потуже», что касается рядовых работников, основных и вспомогательных рабочих, то большинство из них и не имело таковых. Поэтому особая социальная напряженность и сверхтекучесть кадров на макроэкономическом уровне в краткосрочной перспективе вряд ли возникнут, а в долгосрочной начнут работать законы маркетинга и заработные платы выйдут на прежний и даже более высокий уровень аналогично посткризисным ситуациям последних десяти­летий.

Что касается микроэкономического уровня конкретной организации, то, как всегда, производственные линейные менеджеры (начальники цехов, начальники участков, руководители ОТИЗ, нормировщики и т.п.) окажутся «между молотом и наковальней». На их долю выпадет «разруливание» большинства конфликтов, связанных с вынужденным завышением норм времени, занижением норм выработки, уменьшением заработной платы рабочих, возникновением «выгодных» и «невыгодных» работ и пр.

Проще всего, конечно, винить во всем отделы маркетинга, продаж, рекламы, ВЭД и другие подразделения, напрямую ответственные за рост показателей сбыта. Однако все прекрасно понимают (а кто не понимает, тем как раз и придется объяснять), что и все другие подразделения, в т.ч. конструкторско-технологические, производственные, транспортные, косвенно влияют на показатели сбыта.

Роман Герасимов, начальник производственно-технического бюро ОАО «Минский подшипниковый завод»:

Доходы населения будут снижаться по мере снижения реализации товаров предприятиями, особенно это коснется предприятий с долей государства 50 % и более. Отметим, что эта мера не нацелена на стимулирование высокотехнологичного производства, так как у таких предприятий наблюдается в краткосрочном периоде рост добавленной стоимости из-за снижения затрат на производ­ство, а не значительное увеличение выручки от реализации. Однако предприятия материалоемкие, и в особенности те сферы, в которых наблюдается значительное увеличение стоимости сырья, могут по этому поводу не беспокоиться, поскольку выручка при том же объеме производства и реализации значительно увеличится, хотя они могут быть и неэффективными в своей деятельности.

Вполне вероятно, что предприятия пойдут на увеличение цены товаров (работ, услуг), что позволит им обеспечить рост производительности труда.

В создавшихся условиях предприятиям государственной формы собственности остается лишь увеличивать объемы реализации. Во избежание оттока кадров и увеличения социальной напряженности стоит уделить внимание нематериальной части стимулирования работников. К примеру, делать поощрения туризмом и отдыхом, расширением социального пакета. В любом случае мы будем наблюдать отток кадров из государственного сектора в частный, который не привязан к данной норме и не обязан ей руководствоваться.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.