7 июль 2017
29
Страница № 29

Шесть типичных ошибок нанимателя при объявлении простоя

Александр Шевцов, юрист

В любой организации может возникнуть финансовая и производственная ситуация, когда нужно временно приостановить работу. Как поступить с работниками организации, не нарушив законодательство? В первую очередь, чтобы введение простоя не привело к судебным спорам, следует правильно провести процедуру объявления простоя и оформить все необходимые документы.

В статье определены наиболее характерные ошибки нанимателей в подобных ситуациях и разъяснено, как их не допустить.

1. Неправильное определение вида простоя

Правовые нормы трудового законодательства Республики Беларусь о простое немногочисленны.

 


Как трудовое законодательство определяет простой?

Простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (часть первая ст. 34 ТК).

Простой – это приостановка работы на рабочем месте, участке, в цехе, в организации в связи с отсутствием сырья, материалов, инструментов, электрической и тепловой энергии, поломкой оборудования, возникшими как по вине работника, так и без его вины (часть вторая п. 8 Инструкции № 86).


 

Исходя из определения выделяют 2 вида простоя:

– по вине нанимателя;

– по вине работника.

Простой по вине нанимателя

В трудовом законодательстве предусмотрены следующие обязанности нанимателя:

– предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу (абз. 4 ст. 1 ТК);

– при организации труда работников рационально использовать труд работников (п. 1 части первой ст. 55 ТК);

– обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда (ст. 89 ТК);

– создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей (часть седьмая ст. 400 ТК).

Невыполнение этих обязанностей, повлекшее простой, по общему правилу означает наличие вины нанимателя. В связи с этим на нанимателя возлагается ответственность в виде оплаты времени простоя.

Оплата времени простоя

При простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада) (часть первая ст. 71 ТК).

Условием для предоставления гарантии оплаты является отсутствие вины работника как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Размер сохраняемого заработка может быть как в месячном выражении (при наличии месячного срока простоя), так и в дневном, недельном и т.д.

Простой по вине работника

Вина работника может выражаться, например, в несоблюдении из-за невнимательности или в сознательном невыполнении установленных требований при выполнении соответствующей работы (например, регламентов, чертежей, стандартов, правил, технических условий).

Работник обязан принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.) и немедленно сообщать о случившемся нанимателю (п. 7 части первой ст. 53 ТК).

Несообщение нанимателю немедленно (т.е. непосредственно после обнаружения) об указанных обстоятельствах, препятствующих нормальному выполнению работы, будет означать наличие вины работника.

Оплата времени простоя

Простой по вине работника оплате не подлежит (часть третья ст. 71 ТК).

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 7/ 2017.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 1002 статьи без ограничений через минуту!

Активировать бесплатную подписку

У меня есть подписка

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.