1 январь 2016
8
Страница № 8

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Николай Свирид, экономист

Читатели, безусловно, помнят, что в январе прошлого года была введена в действие новая тарифно-квалификационная характеристика для водителей автомобиля, в соответствии с которой профессия «водитель автомобиля» стала тарифицироваться по разрядам. Наниматели должны были провести перетарификацию водителей, присвоить каждому из них разряд, сделать соответствующую запись в трудовой книжке. С того момента прошло около года, перетарификацию давно провели и забыли, однако вопросы, связанные с оплатой труда водителей автомобилей в новых условиях, до сих пор у специалистов остаются. Данный материал призван напомнить и разъяснить читателям существующий порядок и способы расчета тарифных ставок (окладов) для данной категории работников.

Водители автомобиля: перетарификацию провели, вопросы по оплате остались

Перетарификация водителей автомобилей проводилась в связи со вступлением в силу постановления № 94, которое коренным образом изменило действовавшую систему их тарификации.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Если до этого момента тарификация водителей и выполняемых ими работ осуществлялась по классам, то после введения в дей­ствие постановления № 94 – по разрядам с сохранением классов.

Согласно Разъяснению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь к постановлению № 94 (далее – Разъяснение) установленные с 1 января 2015 г. водителям автомобилей разряды определяют сложность выполняемой работы по управлению механическими транспортными средствами, а классы устанавливаются в зависимости от опыта их безаварийной работы в качестве водителей автомобилей и соблюдения ими правил дорожного движения.

В новой редакции тарифно-квалификационной характеристики водителя автомобиля были приведены конкретные требования для присвоения соответствующих разрядов и классов.

Требования к присвоению разрядов

Тарифно-квалификационная характеристика водителя авто­мобиля содержит следующие показатели для присвоения разрядов при:

– управлении механическими транспортными средствами категории «В» либо «ВЕ» – 4-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), – 5-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи – 6-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «СE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 7-й разряд.

Кроме того, для управления автомобилями, оборудованными специальной световой и звуковой сигнализацией, дающей право на преимущество при движении на дорогах, необходим стаж управления механическим транспортным средством в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года.

Справочно:
стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу записями в трудовой книжке, а при необходимости – справками с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (конт­рактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением и документами, удостоверяющими владение и пользование автомобилями.

Требования к присвоению классов

Для присвоения 2-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответ­ствующей категории, не менее 2 лет;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы.

Для присвоения 1-го класса требуются:

– непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным сред­ством соответствующей категории, не менее 1 года;

– отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.

Согласно примечанию к тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте. При этом классы, присвоенные водителям автомобилей в установленном порядке до 1 января 2015 г., сохранялись.

Перетарификация водителей автомобилей

Практическая реализация новых положений по тарификации водителей автомобилей была осуществлена через их перетарификацию. В соответствии Разъяснением наниматели до 1 января 2015 г. должны были издать приказы о перетарификации с установлением каждому конкретному водителю автомобиля соответ­ствующего разряда в зависимости от управляемого типа и категории механического транспортного средства, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Согласно Разъяснению при осуществлении в организациях пере­тарификации водителей автомобилей наниматели должны были использовать таблицу перевода классов, установленных в квалификационных характеристиках, действующих до 1 января 2015 г., на разряды, установленные с 1 января 2015 г. в тарифно-квалификационных характеристиках (см. табл. 1).

При закреплении за водителем автомобиля нескольких автомобилей разного типа и категорий механического транспортного средства разряд устанавливается по наибольшему удельному весу выполняемой работы, если иное не определено законодатель­ством.

Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

По результатам перетарификации наниматели должны были внести в трудовые книжки водителей автомобилей запись о присвоении им соответствующего разряда.

В дальнейшем присвоение разрядов и классов должно производиться нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным правовым актом, в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Переквалификацию наниматели провели, однако до сих пор возникают вопросы о правильной организации оплаты труда водителей автомобилей. Давайте рассмотрим эту тему более подробно.

Определение тарифных ставок водителей автомобилей

Напомним, что Указ № 181 предоставил право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государ­ственного регулирования в области охраны труда» (далее – Указ № 181).

Исходя из этого и с учетом Рекомендаций № 67, тарифные ставки (оклады) работников могут устанавливаться на основе:

– ЕТС;

– тарифной сетки, определенной тарифным (локальным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);

– без применения ЕТС или ТС.

Определяем тарифные ставки на основе ЕТС

При формировании размеров тарифных ставок на основе ЕТС наниматель может определять их путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ (п. 9 Рекомендаций № 67).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» (далее – Рекомендации № 67).

Для водителей автомобилей кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определены в приложении 3 к Рекомендациям № 67, а коэффициенты повышения по технологическим видам работ не предусмотрены.

Что касается тарифных коэффициентов, то по результатам пере­тарификации водителям автомобилей теперь присвоены разряды, а значит, у нанимателя появилась возможность определить тарифные ставки и исходя из тарифных коэффициентов ЕТС. Однако следует заметить важную особенность: тарифные коэффициенты, соответствующие присвоенным водителям автомобилей разрядам, заметно ниже кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, что влечет снижение тарифных ставок.

Например, 4-му разряду ЕТС соответствует тарифный коэффициент 1,57, в то время как кратный размер тарифной ставки 1-го разряда по легковому автомобилю определен в Рекомендациях № 67 равным 2,08.

Следует обратить внимание, что проведение перетарификации работ в соответствии с нормами постановления № 94 не обязывало нанимателей изменять действующую в организации систему оплаты труда водителей автомобилей. При этом снижение размеров заработной платы, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей в связи с перетарификацией работ, в т.ч. надбавки за классность, не допускались.

Таким образом, тарифные ставки водителей автомобилей могут определяться исходя как из тарифных коэффициентов ЕТС, так и из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

При определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда. Для недопущения указанного снижения с учетом финансовых возможностей организации наниматель вправе:

– установить водителям автомобилей иной размер тарифной ставки 1-го разряда, более высокий, чем действующий в организации для других категорий работников;

– воспользоваться основаниями для повышения тарифных ставок, предусмотренными подп. 9.5 п. 9 Рекомендаций № 67, установив их в локальном нормативном правовом акте;

– увеличить водителям автомобилей размер надбавки за классность и т.д.

Из практики можно сказать, что на сегодняшний день многие наниматели по-прежнему в расчете тарифных ставок водителей автобусов продолжают использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда. При этом специалисты полагают, что кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда наиболее полно отражают соотношение размеров тарифных ставок водителей автобусов в зависимости от класса и типа автобуса, его габаритной длины, сложности и специфики управления автобусом. Данные кратные размеры приведены в табл. 2.

Пример 1

Для оплаты работников в организации применяется ЕТС. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 2 500 000 руб.

Водитель 6-го разряда с тарифным коэффициентом по ЕТС 1,9 имеет право на управление автобусами всех классов и габаритов, указанных в табл. 2 (механические транспортные средства категорий «D» и «DЕ»).

Водитель работает на автобусе МАЗ-104, габаритная длина которого 11,985 м, на городском маршруте в г. Минске. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для данного автобуса определен по табл. 2 – 2,96. В контракте, заключенном с водителем автобуса, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 20 %.

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, составит 8 880 000 руб. (2 500 000 × 2,96 × 1,2).

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из тарифного коэффициента по ЕТС, составит 5 700 000 руб. (2 500 000 × 1,9 × 1,2).

В этом случае, чтобы не произошло снижение заработной платы водителя автобуса, наниматель должен увеличить размеры повышения тарифной ставки по контракту с 20 до 50 % и тарифной ставки 1-го разряда с 2 500 000 до 3 116 000 руб. Месячная тарифная ставка составит 8 880 600 руб. (3 116 000 × 1,9 × 1,5).

Определяем тарифные ставки на основе ТС

При определении тарифных ставок водителей автомобилей на основе ТС наниматель может использовать те же приемы и методы их исчисления, что и при определении на основе ЕТС, в т.ч. их повышение в соответствии с финансовыми возможностями организации (п. 10 Рекомендаций № 67).

При разработке ТС наниматель может установить другое количество разрядов по сравнению с ЕТС, увеличить межразрядное соотношение (например, не 7 %, как в ЕТС, а 15 %), предусмотреть иные тарифные коэффициенты по сравнению с ЕТС. Таким образом, разрабатывая свою ТС, наниматель может максимально приблизить тарифные разряды водителей автомобилей к ранее дей­ствовавшим кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда.

В табл. 3 приведен пример установления тарифных коэффициентов водителям автомобилей соответствующих разрядов действующей в организации ТС.

Пример 2

Коммерческая организация провела перетарификацию водителя легко­вого автомобиля с рабочим объемом двигателя 1,9 л. Водитель имеет право на управление механическим транспортным средством категории «В», и ему присвоен 4-й разряд.

До тарификации его месячная тарифная ставка определялась исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, равного 2,12. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 2 400 000 руб. В контракте, заключенном с водителем автомобиля, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 30 %. В этом случае его месячная тарифная ставка будет равна 6 614 400 руб. (2 400 000 × 2,12 × 1,3).

После перетарификации месячная тарифная ставка водителя автомобиля определена исходя из тарифного коэффициента 2,00, действующего в организации (см. табл. 3), и составит 6 240 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,3).

В целях недопущения снижения заработной платы водителя автомобиля наниматель увеличил размер повышения тарифной ставки, предусмотренный в контракте, с 30 до 38 %. Месячная тарифная ставка составила 6 624 000 руб. (2 400 000 × 2,00 × 1,38).

Определяем тарифные ставки без применения ЕТС или ТС

Тарифные ставки водителей автомобилей без применения ЕТС или ТС могут определяться нанимателем путем установления им фиксированных либо плавающих тарифных ставок (п. 11 Рекомендаций № 67).

Пример 3

Коммерческая организация не применяет в оплате труда ЕТС и ТС.

Водителям автомобилей установлены плавающие тарифные ставки в кратных размерах установленного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Это предусмотрено в Положении об оплате труда работников организации.

Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля-фургона Mercedes-410 грузоподъемностью 3 т приведен в табл. 4.

По результатам перетарификации для отдельных водителей авто­мобилей наниматель может установить персональные условия оплаты труда, которые предусматриваются в контрактах, заключенных с этими водителями автомобилей.

Пример 4

Руководитель коммерческой организации пригласил на работу на служебном легковом автомобиле Lexus LS570 водителя автомобиля Петрова П.П., имеющего право на управление механическими транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «DE», 6-й разряд и 1-й класс.

В контракте, заключенном с Петровым П.П., ему установлены следующие условия оплаты труда:

– месячная тарифная ставка в размере среднемесячной заработной платы по организации;

– повышение месячной тарифной ставки по контракту в размере 25 %;

– надбавка за классность в размере 30 % месячной тарифной ставки.

В декабре 2015 г. среднемесячная заработная плата по организации составила 6 000 000 руб.

Заработная плата Петрова П.П. составит 9 300 000 руб. (6 000 000 × 1,25 + 6 000 000 × 0,3).

Таким образом, произведенная перетарификация работ по профессии «водитель автомобиля» не предполагает изменение дей­ствующих условий оплаты труда водителей автомобилей. Им, как и прежде, могут устанавливаться различные системы оплаты труда, надбавки за классность, профессиональное мастерство, стаж работы, доплаты за работу в ночное время (ночную смену), совмещение профессий, за разделение рабочего дня на части, за работу с вредными условиями труда, премии, бонусы и другие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.