2 ноябрь 2013

Содержание

49
Страница № 49

ВОПРОС – ОТВЕТ

Ирина Новикова, экономист

В тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), за­клю­чае­мом с во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля, кро­ме на­име­но­ва­ния про­фес­сии сле­ду­ет ли ука­зы­вать при­сво­ен­ный ему класс?

Да, при­сво­ен­ный класс нужно ука­зы­вать.

Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).

Тру­до­вой до­го­вор – со­гла­ше­ние ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и на­ни­ма­те­лем (на­ни­ма­те­ля­ми), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым ра­бот­ник обя­зу­ет­ся вы­пол­нять ра­бо­ту по оп­ре­де­лен­ной од­ной или не­сколь­ким про­фес­си­ям, спе­ци­аль­но­стям или долж­но­стям со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ции со­глас­но штат­но­му рас­пи­са­нию (ст. 1 ТК).

С уче­том это­го в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) ука­зы­ва­ет­ся на­име­но­ва­ние про­фес­сии – «во­ди­тель ав­то­моби­ля», а так­же ква­ли­фи­ка­ция ра­бот­ни­ка (при­сво­ен­ный во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

«2. На­ни­ма­тель за­клю­ча­ет кон­тракт с Ива­но­вым Ива­ном Ива­но­ви­чем на ра­бо­ту по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля 2-го клас­са сро­ком на 1 год с «01» ок­тяб­ря 2013 г. по «30» сен­тяб­ря 2014 г.».

Справочно:
ква­ли­фи­ка­ци­ей во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля яв­ля­ет­ся при­сво­ен­ный ему в ус­та­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ст­вом по­ряд­ке ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс. Та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ха­рак­те­ри­сти­кой про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля», со­дер­жа­щей­ся в вы­пус­ке 52 Еди­но­го та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих (да­лее – ЕТКС), ут­вер­ж­ден­ном по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 25.11.2003 № 147 (да­лее – вы­пуск 52 ЕТКС), пре­ду­смот­ре­ны III, II и I клас­сы.

Ра­бот­ник при­нят на ра­бо­ту во­ди­те­лем гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля и ему ус­та­нов­лен крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да 2,08. Ино­гда ему по­ру­ча­ют управ­ле­ние ав­то­бусом (крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да – 2,44).

Как про­из­во­дит­ся оп­ла­та тру­да та­ко­го ра­бот­ни­ка?

Как в этом слу­чае учи­ты­ва­ют­ся ус­та­нов­лен­ные во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля по­вы­ше­ния его та­риф­ной став­ки (по кон­трак­ту, за вы­пол­не­ние ра­бот на не­сколь­ких транс­порт­ных сред­ст­вах)?

В за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да, пре­ду­смот­рен­ных в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля, мож­но при­ме­нить сле­дую­щие ва­ри­ан­ты оп­ла­ты тру­да.

Ва­ри­ант 1

При вы­пол­не­нии ра­бот раз­лич­ной ква­ли­фи­ка­ции труд ра­бо­чих с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да, а так­же слу­жа­щих оп­ла­чи­ва­ет­ся по ра­бо­те бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции (ст. 66 ТК).

При при­ме­не­нии ука­зан­ной нор­мы ТК в слу­чае за­кре­п­ле­ния за во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля не­сколь­ких ав­то­мо­би­лей раз­лич­ных ка­те­го­рий оп­ла­та его тру­да про­из­во­дит­ся ис­хо­дя из бо­лее вы­со­кой та­риф­ной став­ки, ус­та­нов­лен­ной в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля при управ­ле­нии кон­крет­ным ти­пом ав­то­мо­би­ля.

Так, в дан­ном слу­чае оп­ла­та тру­да во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля про­из­во­дит­ся ис­хо­дя из крат­но­го раз­ме­ра та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да 2,44. При этом та­риф­ная став­ка оп­ре­де­ля­ет­ся с уче­том по­вы­ше­ний, предусмотренных ус­ло­вия­ми тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та). Од­на­ко в дан­ном слу­чае ус­та­нав­ли­вать и при­ме­нять при рас­че­те та­риф­ной став­ки по­вы­ше­ние «за вы­пол­не­ние ра­бот на раз­лич­ных транс­порт­ных сред­ст­вах» ос­но­ва­ний не име­ет­ся, по­сколь­ку это уч­те­но при оп­ла­те тру­да по бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции.

Ва­ри­ант 2

Оп­ла­ту тру­да во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля, вы­пол­няю­ще­го ра­бо­ту по управ­ле­нию ав­то­мо­би­ля­ми раз­лич­ных ка­те­го­рий, мож­но ор­га­ни­зо­вать про­пор­цио­наль­но от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни на ка­ж­дом из транс­порт­ных средств.

От­ра­бо­тан­ное во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля вре­мя от­ра­жа­ет­ся в пу­те­вых лис­тах со­от­вет­ст­вую­ще­го транс­порт­но­го сред­ст­ва и со­от­вет­ст­вен­но в та­бе­ле уче­та ис­поль­зо­ва­ния ра­бо­че­го вре­ме­ни. Сле­до­ва­тель­но, оп­ла­та тру­да мо­жет про­из­во­дить­ся по дан­ным та­бель­но­го уче­та за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное ра­бо­чее вре­мя на ка­ж­дом транс­порт­ном сред­ст­ве на ос­но­ве со­от­вет­ст­вую­щей ча­со­вой та­риф­ной став­ки.

В рас­че­те ча­со­вой та­риф­ной став­ки по ка­ж­до­му крат­но­му раз­ме­ру та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да надо при­ме­ня­ть все ви­ды по­вы­ше­ний, ус­та­нов­лен­ных ра­бот­ни­ку в его тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те).

Ра­бот­ник при­нят на ра­бо­ту во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля. За ним за­кре­п­ля­ют ав­то­бус.

Как пра­виль­но ус­та­но­вить на­име­но­ва­ние про­фес­сии – «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» или «во­ди­тель ав­то­бу­са»?

На­име­но­ва­ние про­фес­сии ра­бо­че­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в точ­ном со­от­вет­ст­вии с ЕТКС (п. 27 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

Документ:
Об­щие по­ло­же­ния Еди­но­го та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 30.03.2004 № 34 (да­лее – Об­щие по­ло­же­ния ЕТКС).

В ча­ст­но­сти, та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 52 ЕТКС.

Од­на­ко с уче­том то­го, что в от­дель­ных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах при­ме­ня­ет­ся на­име­но­ва­ние про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­бу­са», ус­та­но­вить та­кое на­име­но­ва­ние про­фес­сии в штат­ном рас­пи­са­нии в слу­чае, ес­ли ра­бот­ни­ку по­ру­ча­ет­ся ра­бо­та по управ­ле­нию ав­то­бу­сом, до­пус­ка­ет­ся.

В транс­порт­ной ор­га­ни­за­ции име­ют­ся раз­лич­ные ви­ды и ка­те­го­рии ав­то­мо­би­лей.

Мож­но ли в тру­до­вом до­го­во­ре и в штат­ном рас­пи­са­нии вме­сте с на­име­но­ва­ни­ем про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» ука­зать тип (вид) транс­порт­но­го сред­ст­ва (на­при­мер, «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля «Га­зель», «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля «Mazda» и т.п.)?

Мож­но, но толь­ко как до­пол­не­ние к на­име­но­ва­нию про­фес­сии.

На­име­но­ва­ние про­фес­сии ра­бо­че­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в стро­гом со­от­вет­ст­вии с ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми спра­воч­ни­ка­ми (п. 27 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

В ча­ст­но­сти, та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 52 ЕТКС.

Од­на­ко в тру­до­вом до­го­во­ре, в штат­ном рас­пи­са­нии на­ря­ду с на­име­но­ва­ни­ем про­фес­сии до­пус­ка­ет­ся ука­за­ние ти­па (ви­да) транс­порт­но­го сред­ст­ва, но того, ко­то­рое не от­но­сит­ся к на­име­но­ва­нию про­фес­сии. Ре­ко­мен­ду­ет­ся тип (вид) транс­порт­но­го сред­ст­ва ука­зы­вать в скоб­ках (на­при­мер, «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля (Mazda 3)»).

Та­кая прак­ти­ка име­ет ме­сто в ор­га­ни­за­ци­ях, которые осу­ще­ств­ляю­т ав­то­мо­биль­ные пе­ре­воз­ки и в ко­то­рых со­от­вет­ст­вен­но пре­ду­смот­ре­но боль­шое ко­ли­че­ст­во штат­ных еди­ниц про­фес­сии с оди­на­ко­вым на­име­но­ва­ни­ем «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля».

Ра­бот­ник дос­тав­ля­ет на ав­то­мо­би­ле ра­бо­чих на от­да­лен­ный от на­се­лен­но­го пунк­та объ­ект, а на объ­ек­те вы­пол­ня­ет в те­че­ние ра­бо­че­го дня ра­бо­ты бе­тон­щи­ка.

Как в та­ких слу­ча­ях оформ­ля­ют­ся штат­ное рас­пи­са­ние, тру­до­вой до­го­вор, при­каз о прие­ме на ра­бо­ту?

Ка­кой ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни мож­но ус­та­но­вить та­ко­му ра­бот­ни­ку, что­бы не до­пус­кать пе­ре­ра­бо­ток?

В дан­ном слу­чае име­ет ме­сто по­ру­че­ние ра­бот­ни­ку ра­бот по 2 про­фес­си­ям: во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля и бе­тон­щи­ка. Со­от­вет­ст­вую­щая нор­ма пре­ду­смот­ре­на ст. 19 ТК (тру­до­вая функ­ция ра­бот­ни­ка оп­ре­де­ля­ет­ся как ра­бо­та по 2 про­фес­си­ям).

В штат­ное рас­пи­са­ние вклю­ча­ют на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий, при этом до­ля штат­ной еди­ни­цы рас­счи­ты­ва­ет­ся ис­хо­дя из пла­ни­руе­мых за­трат ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из них.

В та­ком слу­чае по ка­ж­дой про­фес­сии ус­та­нав­ли­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щую та­риф­ную став­ку. При этом в штат­ном рас­пи­са­нии мо­жет быть ука­за­на как ме­сяч­ная, так и ча­со­вая та­риф­ная став­ка (ок­лад).

При­мер за­пи­си в штат­ном рас­пи­са­нии может выглядеть так:

Тру­до­вой до­го­вор (кон­тракт) так­же дол­жен со­дер­жать на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий.

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий, бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

«2. На­ни­ма­тель за­клю­ча­ет кон­тракт с Ива­но­вым И.И. на ра­бо­ту по про­фес­си­ям во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля 2-го клас­са и бе­тон­щи­ка 4-го раз­ря­да сро­ком на 1 год с «01» ок­тяб­ря 2013 г. по «30» сен­тяб­ря 2014 г.».

Про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в рам­ках нор­маль­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, пре­ду­смот­рен­ной ст. 112–114 ТК.

Для та­ко­го ра­бот­ни­ка це­ле­со­об­раз­но ус­та­но­вить ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на час­ти: 8:00–9:00 и 17:00–18:00 – вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля; 9:00–12:00, 15:00–17:00 – вы­пол­не­ние ра­бот бе­тон­щи­ка. При этом ес­ли вре­мя на­ча­ла и окон­ча­ния ра­бо­ты, вре­мя пе­ре­ры­ва для от­ды­ха и пи­та­ния по ка­ж­дой про­фес­сии яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми в те­че­ние ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, то в ус­ло­ви­ях тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та) ука­зы­ва­ет­ся ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из про­фес­сий (долж­но­стей).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из про­фес­сий, бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом.

«11. На­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет Ра­бот­ни­ку в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на час­ти:

11.1. вре­мя на­ча­ла ра­бо­че­го дня: 08:00;

– вре­мя окон­ча­ния ра­бо­че­го дня: 18:00;

– вре­мя пе­ре­ры­ва: с 11:00 до 14:00;

– с 8:00 до 9:00 и с 17:00 до 18:00 ра­бо­та по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля;

– с 9:00 до 17:00 ра­бо­та по про­фес­сии ка­мен­щи­ка.

<...>

11.9. вы­ход­ные дни: суб­бо­та, вос­кре­се­нье;

11.10. от­дых во вре­мя го­су­дар­ст­вен­ных празд­ни­ков и празд­нич­ных дней, ус­та­нов­лен­ных и объ­яв­лен­ных Пре­зи­ден­том Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь не­ра­бо­чи­ми».

Справочно:
трудовой договор должен содержать в качестве обязательных условий условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 7 части второй ст. 19 ТК).

В слу­чае ес­ли по ка­ж­дой из про­фес­сий не­воз­мож­но оп­ре­де­лить по­сто­ян­ный ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни (еже­днев­ное вре­мя на­ча­ла и окон­ча­ния ра­бо­ты, вре­мя пе­ре­ры­ва для от­ды­ха и пи­та­ния), то в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) ука­зы­ва­ет­ся еди­ный ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни.

Ус­ло­вия оп­ла­ты тру­да (раз­мер та­риф­ной став­ки (ок­ла­да), над­бав­ки, до­п­ла­ты, по­ощ­ри­тель­ные вы­пла­ты) оп­ре­де­ля­ют­ся при­ме­ни­тель­но к ка­ж­дой про­фес­сии.

В тру­до­вом до­го­во­ре не­об­хо­ди­мо ука­зать, что оп­ла­та тру­да про­из­во­дит­ся про­пор­цио­наль­но фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая ус­ло­вие об оп­ла­те тру­да, про­из­во­ди­мой про­пор­цио­наль­но фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти), бу­дет вы­гля­деть так:

«8. Ра­бот­ни­ку ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сле­дую­щие ус­ло­вия оп­ла­ты тру­да:

8.1. ча­со­вая та­риф­ная став­ка по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в раз­ме­ре 17 100 руб., по про­фес­сии бе­тон­щи­ка 4-го раз­ря­да – 15 900 руб. на день под­пи­са­ния кон­трак­та.

В даль­ней­шем раз­мер ча­со­вых та­риф­ных ста­вок из­ме­ня­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом о тру­де, кол­лек­тив­ным до­го­во­ром, со­гла­ше­ни­ем или по со­гла­ше­нию сто­рон;

8.2. над­бав­ки в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем об оп­ла­те тру­да:

– за класс­ность по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в раз­ме­ре 10 %;

– за про­фес­сио­наль­ное мас­тер­ст­во по про­фес­сии бе­тон­щи­ка в раз­ме­ре 20 %;

<…>

– пре­мия в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем о пре­ми­ро­ва­нии».

В при­ка­зе о прие­ме на ра­бо­ту ука­зы­ва­ют­ 2 про­фес­сии, а так­же све­де­ния о до­ле штат­ной еди­ни­цы по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти), со­от­вет­ст­вую­щих раз­ме­рах та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов), над­ба­вок, до­п­лат, иных вы­плат, ус­та­нав­ли­вае­мых ра­бот­ни­ку.

При­каз о прие­ме на ра­бо­ту в дан­ном слу­чае бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

 

Мож­но ли во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ус­та­нав­ли­вать сум­ми­ро­ван­ный учет ра­бо­че­го вре­ме­ни, раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на час­ти? Ка­кие ог­ра­ни­че­ния при этом ус­та­нов­ле­ны за­ко­но­да­тель­ст­вом?

Мож­но.

Осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния ра­бо­че­го вре­ме­ни ра­бот­ни­ков ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та ус­та­нов­ле­ны По­ло­же­ни­ем о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82.

В ча­ст­но­сти, в до­пол­не­ние к нор­мам ТК По­ло­же­ни­ем о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82 ус­та­нов­ле­но сле­дую­щее:

Документ:
По­ло­же­ние о ра­бо­чем вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха для во­ди­те­лей ав­то­моби­лей, ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­транс­а РБ от 25.11.2009 № 82 (да­лее – По­ло­же­ние о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82).

– при сум­ми­ро­ван­ном уче­те ра­бо­че­го вре­ме­ни про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня (сме­ны) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся не бо­лее 10 ч, а в от­дель­ных слу­ча­ях (во­ди­те­лям ав­то­моби­лей, ра­бо­таю­щим на го­род­ских и при­го­род­ных ав­то­мо­биль­ных пе­ре­воз­ках пас­са­жи­ров в ре­гу­ляр­ном со­об­ще­нии, при осу­ще­ст­в­ле­нии ме­ж­ду­го­род­ной пе­ре­воз­ки, ко­гда во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо дать воз­мож­ность дое­хать до со­от­вет­ст­вую­ще­го мес­та от­ды­ха) – не бо­лее 12 ч с обя­за­тель­ным со­блю­де­ни­ем ус­та­нов­лен­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни учет­но­го пе­рио­да по рас­по­ря­же­нию на­ни­ма­те­ля и по со­гла­со­ва­нию с проф­сою­зом (при его на­ли­чии);

– не до­пус­ка­ет­ся ус­та­нав­ли­вать про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня (сме­ны) для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля 12 ч бо­лее 2 ка­лен­дар­ных дней под­ряд;

– в слу­ча­ях, ко­гда при осу­ще­ст­в­ле­нии ме­ж­ду­го­род­ной пе­ре­воз­ки пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся пре­бы­ва­ние во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в ав­то­моби­ле про­дол­жи­тель­но­стью бо­лее 12 ч, в рейс на­прав­ля­ют­ 2 во­ди­те­лей.

В от­но­ше­нии ре­жи­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на час­ти, что пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на от­дель­ные час­ти с пе­ре­ры­вом, пре­вы­шаю­щим 2 ч, ли­бо с 2 и бо­лее пе­ре­ры­ва­ми, вклю­чая пе­ре­рыв для от­ды­ха и пи­та­ния, об­щей про­дол­жи­тель­но­стью не бо­лее 4 ч. При этом об­щая про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни не долж­на пре­вы­шать ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти еже­днев­ной ра­бо­ты.

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая сведения о ре­жиме ра­бо­че­го вре­ме­ни, бу­дет вы­гля­деть так:

«На­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет Ра­бот­ни­ку ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на 2 час­ти:

– вре­мя на­ча­ла ра­бо­че­го дня: 08:00;

– вре­мя окон­ча­ния ра­бо­че­го дня: 20:00;

– вре­мя пе­ре­ры­ва: с 12:00 до 16:00».

Документ:
Ре­ко­мен­да­ции по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций и о по­ряд­ке их по­вы­ше­ния, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 11.07.2011 № 67 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67).

Мож­но ли во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля при рас­че­те его та­риф­ной став­ки ус­та­нав­ли­вать та­риф­ный раз­ряд и со­от­вет­ст­вую­щий та­риф­ный ко­эф­фи­ци­ент? Как в этом слу­чае при­ме­нять крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, ус­та­нов­лен­ные Ре­ко­мен­да­ция­ми по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67?

Мож­но.

Ре­ше­ние о при­ме­не­нии в от­но­ше­нии во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля форм и сис­тем оп­ла­ты тру­да, в т.ч. по­ряд­ка оп­ре­де­ле­ния его та­риф­ной став­ки, при­ни­ма­ет на­ни­ма­тель.

Ка­ж­дый на­ни­ма­тель в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ет фор­мы, сис­те­мы и раз­ме­ры оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков, в т.ч. оп­ре­де­ля­ет по­ря­док рас­че­та та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля (ст. 63 ТК, п. 1 Ука­за № 181).

Документ:
Указ Пре­зи­ден­та РБ от 10.05.2011 № 181 «О не­ко­то­рых ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в об­лас­ти оп­ла­ты тру­да» (да­лее – Указ № 181).

Крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да для оп­ре­де­ле­ния та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, пре­ду­смот­рен­ные в Ре­ко­мен­да­ци­ях по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67, мо­гут при­ме­нять­ся в от­но­ше­нии сис­тем оп­ла­ты тру­да ука­зан­ных ра­бот­ни­ков. На­ря­ду с этим данные раз­ме­ры мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны с дру­гой диф­фе­рен­циа­ци­ей.

Согласно вышеиз­ло­жен­ному диф­фе­рен­циа­цию раз­ме­ров та­риф­ной час­ти за­ра­бот­ной пла­ты во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля на­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те с уче­том ха­рак­те­ра вы­пол­няе­мой ра­бо­ты, ка­те­го­рии транс­порт­ных средств, имею­щих­ся в ор­га­ни­за­ции, и дру­гих фак­то­ров.

Так, на­ни­ма­тель мо­жет ус­та­но­вить для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля та­риф­ные раз­ря­ды и со­от­вет­ст­вую­щие им та­риф­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты (не пу­тать их с ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми раз­ря­да­ми), на­при­мер, ис­хо­дя из па­ра­мет­ров та­риф­ной сет­ки, дей­ст­вую­щей в ор­га­ни­за­ции.

Во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля по­ру­че­ны обя­зан­но­сти экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов.

Как пра­виль­но рас­счи­тать раз­мер до­п­ла­ты за вы­пол­не­ние та­кой ра­бо­ты?

В дан­ном слу­чае речь идет о со­вме­ще­нии во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля работы в долж­но­сти «экс­пе­ди­тор по пе­ре­воз­ке гру­зов».

Раз­ме­ры до­п­лат за со­вме­ще­ние про­фес­сий (долж­но­стей), рас­ши­ре­ние зо­ны об­слу­жи­ва­ния (уве­ли­че­ние объ­е­ма вы­пол­няе­мых ра­бот) или вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей вре­мен­но от­сут­ст­вую­ще­го ра­бот­ни­ка ус­та­нав­ли­ва­ет на­ни­ма­те­ль по со­гла­ше­нию с ра­бот­ни­ком (ст. 67 ТК).

По­сколь­ку за­ко­но­да­тель­ст­во не оп­ре­де­ля­ет кон­крет­ный по­ря­док и раз­ме­ры ус­та­нов­ле­ния ука­зан­ных до­п­лат, на­ни­ма­тель впра­ве его указать в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те. Так, до­п­ла­та может:

Документ:
Ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 1 Еди­но­го ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка долж­но­стей слу­жа­щих «Долж­но­сти слу­жа­щих для всех ви­дов дея­тель­но­сти», ут­вер­жден­ном по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да РБ от 30.12.1999 № 159.

1) ус­та­нав­ливаться ис­хо­дя из та­риф­ной став­ки ра­бот­ни­ка, вы­пол­няю­ще­го до­пол­ни­тель­ную ра­бо­ту (на­при­мер, в раз­ме­ре 30 %);

2) вы­пла­чи­вать­ся в аб­со­лют­ном раз­ме­ре ис­хо­дя из фон­да оп­ла­ты тру­да, пре­ду­смот­рен­но­го по до­ле штат­ной еди­ни­цы со­вме­щае­мой про­фес­сии (долж­но­сти) (на­при­мер, 0,3 та­риф­ной став­ки экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов (2 800 000 руб.)).

На­при­мер, та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля со­став­ля­ет 4 300 000 руб. Для ука­зан­ных при­ме­ров до­п­ла­та за со­вме­ще­ние долж­но­сти экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов со­ста­вит:

– в пер­вом опи­сан­ном слу­чае – 1 290 000 руб.;

– во вто­ром – 840 000 руб.

Ка­ки­ми нор­ма­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва дол­жен ру­ко­во­дство­вать­ся на­ни­ма­тель при оп­ре­де­ле­нии чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же сле­са­рей по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля при на­ли­чии 40 еди­ниц транс­порт­ных средств?

Все во­про­сы, свя­зан­ные с ус­та­нов­ле­ни­ем норм тру­да, в т.ч. нор­ма­ти­вов чис­лен­но­сти, рег­ла­мен­ти­ру­ет за­ко­но­да­тель­ство о тру­де.

Так, на­ни­ма­тель обя­зан ус­та­нав­ли­вать нор­мы тру­да (в т.ч. нор­ма­ти­вы чис­лен­но­сти), обес­пе­чи­вать их за­ме­ну и пе­ре­смотр с уча­сти­ем проф­сою­за (ст. 87 ТК).

Сле­до­ва­тель­но, на­ни­ма­тель обя­зан са­мо­стоя­тель­но ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту по нор­ми­ро­ва­нию тру­да в час­ти рас­че­та нор­ма­ти­вов чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же сле­са­рей по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля. При нор­ми­ро­ва­нии чис­лен­но­сти ра­бо­чих в пер­вую оче­редь учи­ты­ва­ет­ся объ­ем ра­бот, ко­то­рый пла­ни­ру­ет­ся для вы­пол­не­ния имею­щи­ми­ся в ор­га­ни­за­ции транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, а так­же при их об­слу­жи­ва­нии.

При нор­ми­ро­ва­нии чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что ка­ж­дый во­ди­тель од­но­вре­мен­но мо­жет управ­лять толь­ко од­ним ав­то­мо­би­лем.

Справочно:
при ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по нор­ми­ро­ва­нию тру­да вос­поль­зуй­тесь Ин­ст­рук­ци­ей о по­ряд­ке ор­га­ни­за­ции нор­ми­ро­ва­ния тру­да, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 21.03.2008 № 53.

В свя­зи с этим чис­лен­ность во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же дру­гих ра­бот­ни­ков, за­ня­тых управ­ле­ни­ем раз­лич­ны­ми транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, бу­дет за­ви­сеть толь­ко от за­груз­ки ав­то­мо­би­лей, а не от их ко­ли­че­ст­ва.

Для то­го что­бы за­груз­ка ра­бот­ни­ков на транс­порт­ных сред­ст­вах бы­ла наи­бо­лее пол­ной, мож­но в тру­до­вых до­го­во­рах (кон­трак­тах) ра­бот­ни­ков пре­ду­смот­реть тру­до­вую функ­цию по 2 или не­сколь­ким про­фес­си­ям (на­при­мер, во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля и сле­са­ря по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля). При этом в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) не­об­хо­ди­мо ука­зать, что оп­ла­та тру­да про­из­во­дит­ся про­пор­цио­наль­но от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии.

Мо­жет ли на­ни­ма­тель сни­зить во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс (ли­шить его) и ка­кой по­ря­док при этом не­об­хо­ди­мо со­блю­дать?

Мо­жет лишь сни­зить, и то вре­мен­но, толь­ко до 3 ме­ся­цев.

Ру­ко­во­ди­те­лю ор­га­ни­за­ции пре­дос­тав­ле­но пра­во по­ни­зить ра­бо­че­му ква­ли­фи­ка­цию на 1 раз­ряд сро­ком до 3 ме­ся­цев за гру­бое на­ру­ше­ние тех­но­ло­ги­че­ской дис­ци­п­ли­ны и за дру­гие серь­ез­ные на­ру­ше­ния, по­влек­шие ухуд­ше­ние ка­че­ст­ва из­го­тав­ли­вае­мой им про­дук­ции или вы­пол­няе­мых ра­бот (п. 14 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

Справочно:
вос­ста­нов­ле­ние раз­ря­да про­из­во­дит­ся в об­щем по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном для при­свое­ния или по­вы­ше­ния раз­ря­да (часть вто­рая п. 14 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

На­зван­ная нор­ма Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС не ус­та­нав­ли­ва­ет кон­крет­ный по­ря­док и ос­но­ва­ния по­ни­же­ния ква­ли­фи­ка­ции ра­бо­че­го. Та­кой по­ря­док при не­об­хо­ди­мо­сти на­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет са­мо­стоя­тель­но в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те.

Для во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля ос­но­ва­ния­ми для по­ни­же­ния клас­са мо­гут слу­жить на­ли­чие его ви­ны в до­рож­но-транс­порт­ном про­ис­ше­ст­вии, управ­ле­ние не­ис­прав­ным ав­то­мо­би­лем и дру­гие фак­то­ры.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.