12 декабрь 2014
41
Страница № 41

Как нормы обслуживания в животноводстве служат для целей профессионального пенсионного страхования женщин

Полина Кисляк, экономист

В сельском хозяйстве считается типичным использование труда женщин – животно­водов (операторов животноводческих комплексов и механизированных ферм), свино­водов (операторов свиноводческих комплексов и механизированных ферм), а также доярок (операторов машинного доения). Однако не следует забывать, что данные категории работников из-за специфики своей деятельности имеют право на назначение пенсии за работу с особыми условиями труда, которая напрямую зависит от выполнения ими установленных норм обслуживания. В обязанности нанимателя входит не только организация первичного учета стажа работы и выполнения норм обслуживания, дающих право на пенсию женщинам за работу с особыми условиями труда, но и последующее хранение отчетных данных. Предлагаем вашему вниманию обзор норм законодатель­ства, касающихся данного вопроса.

Документ:
постановление Госком­труда, Минсоцобеспечения и Минсельхозпрода от 01.12.1992 № 60 «О нормах обслуживания для назначения пенсий женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяй­ства» (далее – постановление № 60).

Законодательно установлено, что женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, при выполнении установленных норм обслуживания назначаются пенсии за работу с особыми условиями труда.

Для целей профессионального пенсионного страхования указанных выше работников необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

– для работников, работавших до 1 января 2009 г., – постановлением № 60;

– с 1 января 2009 г. – постановлением № 88.

Указанными постановлениями предусмотрено, что в зависимо­сти от варианта организации труда работников, обслуживающих дойное стадо, организационно-технических условий, продуктивности животных в каждом конкретном случае устанавливается конкретная норма обслуживания, под которой понимается количество голов коров, телят или свиней, закрепленных за работницей, которых она должна обслужить в течение установленного рабочего дня (смены).

При временном уменьшении обслуживаемого поголовья скота по не зависящим от работника причинам (болезнь скота, выбраковка поголовья, перегруппировка стада) данный период может быть засчитан в стаж работы для назначения пенсии при сохранении численности обслуживаемого поголовья не менее 80 % средне­годовой нормы обслуживания. Временное уменьшение обслуживаемого поголовья относительно нормы по не зависящим от работника причинам не может превышать 6 месяцев в течение 1 календарного года.

Если работник в течение рабочей смены обслуживает разные (смешанные) группы животных, то выполнение норм обслуживания определяется по суммарному коэффициенту, исходя из процента выполнения нормы обслуживания по каждой группе животных. Если суммарный коэффициент ниже единицы, то данным работником норма обслуживания не выполнена. Суммирование производят только по тем группам скота, при обслуживании которых назначается льготная пенсия.

В целях налаживания должного учета стажа работы и выполнения норм обслуживания, дающих право на пенсию женщинам за работу с особыми условиями труда, 26 января 1993 г. Минсельхозпродом были утверждены Рекомендации по организации первичного учета стажа работы и выполнения норм обслуживания, дающих право на пенсию женщинам за работу с особыми условиями труда.

Руководствуясь названными Рекомендациями, на основании применяемых в сельскохозяйственных организациях первичных документов (книга учета движения животных и птицы, расчет определения привеса, журнал надоя молока, табель учета рабочего времени, расчет начисления заработка работникам животновод­ства и др.), в которых содержатся исходные данные по учету кормо­дней и обслуживаемого поголовья животных по видам и учетным группам, определяют фактически обслуживаемое работницами животноводства поголовье по месяцам и в целом за год. Итоговые данные по каждой работнице отражают в справке установленной формы. Справка составляется в 2 экземплярах и хранится в делах бухгалтерии и в отделе кадров наравне с другими документами по назначению пенсий.

Справочно:
Закон РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»:
ст. 75 «Порядок обращения за назначением пенсии»;
ст. 76 «Ответственность работодателей за своевременность и полноту оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений».

Если в организации отсутствуют вышеназванные первичные документы, то администрация может представить справку на основании других документов (анализа, записей, расчетов), содержащих информацию о нормах обслуживания по каждому работнику. Справка представляется, как правило, при подготовке документов для оформления льготной пенсии.

Кроме того, в целях сохранности первичных документов для назначения льготной пенсии вышеназванными Рекомендациями нанимателям было предложено ввести в хозяйствах вкладыш в трудовую книжку доярки (оператора машинного доения), телятницы, свинаря-оператора, содержащий информацию о выполнении норм обслуживания животных и стаже работы для целей назначения пенсий за работу с особыми условиями труда. Названный вкладыш должен заполняться ежегодно на основании первичных документов и содержать сведения о выполнении установленной нормы обслуживания и о зачете стажа работы в стаж для начисления льготной пенсии за каждый год работы.

Ответственность нанимателя за отсутствие надлежащего учета и отчетности для пенсионного страхования

Справочно:
ст. 9.14 «Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении» Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП).

На администрацию возложена обязанность по подготовке документов для назначения пенсий, и работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов (ст. 75 и 76 Закона РБ «О пенсионном обеспечении»).

Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 КоАП).

Справочно:
Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З:
ст. 10 «Судебная защита гражданских прав»;
ст. 14 «Возмещение убытков»;
ст. 933 «Общие основания ответственности за причинение вреда».

Если в организации не имеется никакой информации для назначения льготной пенсии, то пенсия будет назначена на общих основаниях, а причиненный работнику ущерб за 5 лет (в связи с несвоевременным назначением досрочной пенсии) должен быть возмещен работодателем в добровольном порядке по заявлению работника, либо в судебном порядке в случае отказа (ст. 60 Конституции РБ, ст. 10, 14, 933 Гражданского кодекса РБ).

Таким образом, в случае возникновения проблем, связанных с отсутствием у работодателя данных первичного учета о нормах обслуживания (нормы не разрабатывались, документы утеряны и т.п.), действующее законодательство позволяет положительно для граждан решать вопрос назначения пенсий либо защиты их прав в суде путем взыскания причиненного ущерба.

Справочно:
вопросы обеспечения работодателем сохранности документов по личному составу, в число которых входят документы о стаже, регламентированы законодательством о национальном архивном фонде и архивах.

Работодатель, применяющий труд работников в особых условиях, обязан обеспечить сохранность соответствующих документов, а в случае их отсутствия – нести материальную и административную ответственность.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.