12 декабрь 2022
8
Страница № 8

В новый год с новыми зарплатами?! Предпосылки, условия и механизмы повышения тарифных ставок и окладов в текущей экономической ситуации

Виктория Коробкина, экономист

С 16 марта 2022 г. до особого решения Совета Министров Республики Беларусь при­остановлено действие абз. 2 и 3 части первой п. 1 постановления № 744, которым установлено обязательное условие повышения размеров оплаты труда работников государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, – обеспечение соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0 (постановление № 131).

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (далее – постановление № 744).

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2022 № 131 «О приостановлении действия структурных элементов постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744» (далее – постановление № 131).

Справочно:
ранее действие абз. 2 и 3 части первой п. 1 постановления № 744 приостанавливалось с 17 апреля по 31 декабря 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.04.2020 № 234.

Какие последствия влечет за собой временное приостановление обязательного условия повышения размеров оплаты труда и какие возможности существуют у нанимателей при принятии решений о повышении тарифных ставок (тарифных окладов) работников? Ситуацию анализирует экономический эксперт.

Взаимосвязь между ростом производительности труда и ростом заработной платы продолжает оставаться актуальной

Между показателями изменения производительности труда и средней заработной платой нет прямой арифметической взаимозависимости, но анализ их среднесрочной и долгосрочной динамики показывает существование между ними значительной степени корреляции. Рост производительности труда создает экономическую возможность увеличения заработков работников, что, в свою очередь, повышает такую мотивационную составляющую труда, как стремление к росту индивидуальной выработки.

Для рациональной экономики труда наиболее предпочтительной выглядит ситуация, при которой рост производительности труда опережает рост средней заработной платы. В этом случае можно говорить о росте конкурентоспособности бизнеса, расширенном воспроизводстве и долгосрочной устойчивости бизнеса. И наобо­рот, превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда приводит к рискам увеличения себестоимости продукции и инфляции, снижения прибыли, сокращения инвестиций в производственное развитие, нестабильности экономического положения и другим негативным последствиям.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (утверждена Указом № 292) установлено, что качественное развитие страны будет обеспечено путем повышения производительности труда и создания новых рабочих мест, а в реальном секторе экономики сохранится принцип повышения зарплаты по мере роста производительности труда, на который будут ориентированы бизнес-планы всех субъектов хозяйствования.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы» (далее – Указ № 292).

Однако, как показывает практика, такую характеристику взаимосвязи производительности труда и средней заработной платы следует рассматривать как общеэкономическую долгосрочную тенденцию, которая на краткосрочных отрезках не всегда подтверж­дается. Динамика показателя соотношения может быть разной по направлению и величине в пределах разных периодов, сохраняя общую сбалансированность между увеличением результативности труда и ростом затрат на его оплату. При этом, повторимся, не существует прямо пропорциональной зависимости между двумя показателями.

В качестве причин, воздействующих на нарушение положительного соотношения, сегодня выступают такие факторы, как усиление темпов роста потребительских цен, влияние эпидемиологической ситуации, нестабильность конъюнктуры рынка, внешне­экономические условия, дисбалансированность занятости и др. Так, по данным Белстата, за 9 месяцев 2022 г. в Республике Бела­русь темп роста производительности труда по показателю ВВП на одного занятого в экономике составил 96,8 % при темпе реальной заработной платы 97,8 % и росте номинальной начисленной средне­месячной зарплаты на 113,9 %.

Государством в последнее время приняты меры, направленные на контроль за ростом цен, что должно снять определенное давление на рост номинальной заработной платы в организациях со стороны инфляционного фактора. Так, Директивой № 10 и постановлением № 669 запрещено повышать цены (тарифы), действующие по состоянию на 5 октября 2022 г. Устанавливать цены (тарифы) на товары (услуги), которые до 6 октября 2022 г. никогда ранее не производились (не ввозились, не реализовывались, не оказывались) в Беларуси, т.е. на новые товары (услуги), следует только по согласованию с уполномоченными госорганами и госорганизациями.

Документ:
Директива Президента Республики Беларусь от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен» (далее – Директива № 10).

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2022 № 669 «О временных мерах по стабилизации цен» (далее – постановление № 669).

Следует учесть, что при наличии инфляции определенную долю возмещения работникам потерь от инфляции согласно части второй ст. 1 Закона об индексации может взять на себя организация за счет собственных средств. Индексация заработной платы работников коммерческой организации обязательна только в том случае, если коллективный договор содержит положения о ее индексации. При этом механизм индексации определяется организацией самостоятельно и может быть отличен от установленного законо­дательством.

Документ:
Закон Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (далее – Закон об индексации).

Как обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты в условиях временного приостановления действия норм постановления № 744?

Приостановление действия норм постановления № 744 вследствие указанных факторов означает временную отмену регулирования со стороны государства порядка повышения размеров оплаты труда. С 16 марта 2022 г. ответственность за принятие решения о повышении размеров оплаты труда работников государственных организаций переносится на нанимателя. Тем более что трудовое законодательство в соответствии со ст. 61 ТК закрепляет за нани­мателем самостоятельность при определении формы, системы и размеров оплаты труда работников.

Справочно:
формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.

В условиях дефицита кадров и роста потребительских цен объективным стремлением нанимателей является обеспечение конкурентоспособного размера оплаты труда для предотвращения текучести квалифицированного персонала и закрытия ключевых вакансий. При этом никто не отменяет принцип самоокупаемости затрат в деятельности коммерческой организации, который предполагает экономически обоснованное повышение размеров оплаты труда работников. Заработная плата работников, помимо своей конкурентоспособности на рынке труда, должна влиять на экономическую результативность и иметь источники ее формирования.

Требования к экономической обоснованности формирования размеров оплаты труда определены в Указе № 181, в соответствии с подп. 2.2 которого тарифные ставки (тарифные оклады) работников наниматель может повысить в меру эффективности деятельности организации и с учетом ее финансовых возможностей. Из него следуют два важных условия.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 12/2022.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 1576 статей без ограничений через минуту!

Активировать бесплатную подписку

У меня есть подписка

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.