Пунктом 3 ст. 5 Закона № 300-З установлена персональная ответственность руководителей организаций за ненадлежащую работу с обращениями граждан (юридических лиц) (далее – обращения).
Документ: Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).
Организации обязаны строго следить за порядком работы с обращениями. Основным нормативным актом, регулирующим работу с обращениями, является Закон № 300-З.
Изначально именно руководитель организации будет нести ответственность за несвоевременное рассмотрение обращений. На практике, как правило, непосредственными исполнителями, подготавливающими ответы на поступившие обращения, являются конкретные должностные лица, специалисты, которым отдает соответствующие распоряжения руководитель.
В то же время наниматель вправе привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством (п. 6 ст. 12 ТК). То есть наниматель может привлечь работника к ответственности за неисполнение (несвоевременное исполнение) его распоряжения. Закон № 300-З четкого ответа об ответственности этих лиц не дает, но предусматривает, что за нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица и работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 26 Закона № 300-З).
Таким образом, в части лишения (снижения размера) премии конкретным исполнителям, готовящим ответы на обращения, в случае их несвоевременного рассмотрения необходимо руководствоваться общими нормами трудового законодательства, регулирующими вопросы лишения (снижения) размера премии.
Главным требованием (условием) для лишения (снижения) премии является совершение дисциплинарного проступка.
Справочно:
Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за которое устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 197 ТК).
Для возможного привлечения к дисциплинарной ответственности за несвоевременное рассмотрение обращений граждан необходимо наличие:
1) объекта проступка. В нашем случае это будет закрепленная обязанность в должностной инструкции или ЛПА, приказе (распоряжении) нанимателя подготовки ответов на обращения граждан. Если такой обязанности нигде не закреплено, то и ответственности быть не может;
<...>
Полный материл, с ответами и подробными примерами, читайте в статье электронного журнала "Нормирование и тарификаци труда": Лишение или уменьшение размера премии за несвоевременное рассмотрение обращений граждан