Когда применяется сдельная форма оплаты труда?

01 декабря 2021

Когда применяется сдельная форма оплаты труда? Какая форма оплаты труда является разновидностью сдельной формы оплаты труда? Выбор формы оплаты труда для "офисного планктона".

Сдельную форму оплаты труда целесообразно применять, если:

– есть возможность точного учета объемов выполняемых работ (оказанных услуг) работником. Например, количество закрытых вакансий специалистом по подбору персонала;

– использование сделки не повлияет на качество выполняемых работ или услуг. Например, количество заключенных сделок (договоров) у специалистов по продажам.

Разновидностью сдельной формы оплаты труда является аккордная система оплаты труда.

Суть аккордной системы заключается в том, что расценку устанавливают на весь объем работ, который подлежит выполнению, с указанием срока его выполнения. Иными словами, здесь отсутствует необходимость детализировать работы, устанавливать нормы и расценки на каждую операцию, а важен конечный итог работы. В частности, такая форма оплаты труда может использоваться в проектных группах, где характерной особенностью является необходимость выполнить комплекс различных работ к определенному времени.

При выборе той или иной формы оплаты труда для «офисного планктона», важно помнить, что организация может одновременно применять несколько форм оплаты труда. Делать ставку на ту или иную форму оплаты труда можно только исходя из анализа функций и результатов деятельности конкретной должностной позиции.

Пример. Рассмотрим «стандартную» коммерческую организацию и офисных работников, которые там работают.

Предположим, эта компания занимается производством и продажей сборных металлических конструкций (стеллажей). Также предположим, что в составе команды «белых воротничков» присутствует ряд служащих (секретарь, бухгалтеры, экономист по труду, специалисты по продажам, маркетолог, специалист по рекламе, юрист, инженер-технолог, программист, инженер по охране труда, специалист по безопасности и режиму), для которых мы попробуем установить подходящую форму оплаты труда.

Итак, секретарь в компании имеет большой перечень разных функций, которые не всегда могут иметь количественный показатель, поэтому здесь вернее использовать повременную оплату труда (оклад).

Бухгалтерия – весьма специфическое направление, так как большинство бухгалтерских функций слишком сложны для того, чтобы с необходимой точностью оценивать нормативное время на их выполнение или фиксировать количественные показатели. Поэтому представителей бухгалтерии рекомендуется оставлять на повременной оплате труда.

Что касается, например, экономиста по труду, который осуществляет работу по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, рассчитывает фонды заработной платы и численность работников, то эти функции тоже сложны для четкого регламентирования количественных результатов. К тому же его деятельность растянута во времени (внедрение проектов по стимулированию или новым системам оплаты труда можно долго согласовывать, а в итоге и не внедрить вовсе). Поэтому оставим и данную категорию сотрудников на повременной оплате труда.

Юрист и инженер-технолог в такой компании также будут на повременной оплате труда, поскольку деятельность этих специалистов не имеет нормированных системных показателей деятельности и ряд результатов сложно вписать во временные рамки.

Такая же ситуация складывается с инженером по охране труда и специалистом по безопасности и режиму. Данные категории специалистов в организации не имеют четких системных количественных показателей деятельности, поэтому можно ограничиться повременной оплатой труда.

А вот для специалистов по продажам с целью повышения их результативности и мотивации стоит разработать четкие показатели результата и перевести их на сдельную оплату труда. Такими показателями может выступать количество заключенных сделок/договоров, или объем продаж и (или) количество продаж.

Маркетолог и специалист по рекламе, скорее всего, будут тоже на повременной оплате труда, поскольку эффективность их деятельности слабо зависит от количественных показателей. Ведь достаточно сложно поставить на сделку специалиста по рекламе, который занимается копирайтингом и поддержанием фирменных страничек в социальных сетях и фирменного сайта компании и изредка готовит рекламную продукцию с учетом разработанного брендбука компании. Что касается маркетолога, то проведение маркетинговых исследований, анализа рынка и поведения потребителей в описываемой организации стабильно функционирует и при повременной форме оплаты труда.

Ну и наконец, программист. Скорее всего, в нашей стандартной компании ему тоже больше подойдет повременная оплата труда, так как его функционал больше будет связан с сопровождением функционирования элект­ронных систем и программных продуктов организации, без четких нормированных количественных показателей.

Ольга Тропина, специалист в области кадрового менеджмента

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.