03 мая 2021

Правомерно ли без согласия работника изменять должностные обязанности в одностороннем порядке?

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных, в числе прочих, сведения о трудовой функции (п. 3 части второй ст. 19 ТК).

В подп. 2.1 Примерной формы контракта предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, перечисленные в контракте или должностной инст­рукции, которая прилагается к контракту.

Документ:
Примерная форма конт­ракта нанимателя с работником, утверж­денная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (далее – Пример­ная форма контракта).

Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 Примерной формы трудового договора.

Документ:
Примерная форма трудового договора, утверж­денная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 (далее – Пример­ная форма трудового договора).

Таким образом, законодательство о труде допускает 2 ва­рианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:

– непосредственно в трудовом договоре (контракте);

– в должностной инструкции, которая прилагается к трудовому договору (контракту).

Должностная инструкция служащего разрабатывается в соот­ветствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция является ЛПА организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность (части первая – третья п. 10 Общих положений ЕКСД).

Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утверж­денные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Для работников установлена обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и ЛПА, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, ЛПА и трудового договора (пп. 2 и 11 части первой ст. 53 ТК).

В свою очередь наниматель при организации труда работников обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под роспись, создавать условия для ознакомления работника с ЛПА, затрагивающими его права и обязанности (п. 10 части первой ст. 55 ТК).

Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает. В силу предписаний п. 10 части первой ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.

Важно!
Изменение (дополнение) должностной инструкции работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, в т.ч. при перемещении, не является изменением трудовой функции.

Внесение же в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, является для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции). Соответственно такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.

В соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными в выпуске 1 ЕКСД квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер», выполняются следующие обязанности:

Документ:
выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утверж­денный постановлением Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее – выпуск 1 ЕКСД).

– осуществляет прием первичных учетных документов по соот­ветствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к обработке; отражает по соответствующим участкам учета на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции, связанные с движением активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;

– принимает участие в формировании учетной политики организации; в подготовке плана счетов бухгалтерского учета организации, форм первичных учетных документов;

– участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности; в разработке и внедрении форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий; в проведении инвентаризаций активов и обязательств;

– подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и др.

Таким образом, с учетом должностных обязанностей, преду­смотренных квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер», главный бухгалтер вправе распределять ведение бухгалтерского учета между бухгалтерами в зависимости от участков бухгалтерского учета, что не требует применения положений ст. 32 ТК.

Мария Ковалевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.