Когда и для кого целесообразно объявлять простои в организации? | NITT.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз

Когда и для кого целесообразно объявлять простои в организации?

Александр Фолежинский, экономист

Из-за ухудшения конъюнктуры рынка, обострения экономического положения, внутрипроизводственных и организационных проблем коммерческие организации вынуждены прибегать к такой непопулярной мере, как объявление «простоя». При этом сложно бывает установить связь между временным снижением объемов заказов, нарушением хода производства, материального и финансового обеспечения (и т.п.) и простоем на конкретном рабочем месте (группе рабочих мест). Другими словами, сложность состоит в грамотном определении того, когда и кого целесообразно отправлять в простои. Давайте попробуем в этом разобраться вместе!

В первую очередь следует проанализировать правовой и организационный аспекты вопроса о простое.

Каковы правовые аспекты простоя

Юридическое толкование понятия «простой» дано в части первой ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). Простой – это временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.). В ст. 71 ТК определен уровень государственной гарантии в оплате труда – при простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).

Таким образом, при простоях в рамках рабочего времени, установленного согласно трудовым, коллективным договорам, правилам внутреннего трудового распорядка, наниматель не может рационально использовать труд работников (часть первая ст. 55 ТК), а работник – добросовестно исполнять свои трудовые обязанно­сти, в т.ч. выполнять установленные нормы труда (часть первая ст. 53 ТК).

Основания для объявления простоя законодательство определяет как причины производственного и экономического характера и приводит их неисчерпывающие примеры: выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д. А для снижения материальных затрат и потерь рабочего времени часть вторая ст. 34 ТК дает право нанимателю на временный перевод работника с учетом профессии, специальности, квалификации или должности на все время простоя у того же нанимателя и на срок до 1 месяца к другому нанимателю, но в той же местности.

Подведем итог. Законодательство определяет следующие характеристики, связанные с понятием «простой»:

– простой – это отсутствие работы в течение установленного рабочего времени;

– наниматель не может поручить выполнение работы работ­нику;

– отсутствие работы может быть связано с причинами как производственного, так и экономического характера;

– при простое работник находится в распоряжении нанима­теля;

– за время простоя работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада);

– работник может быть временно переведен на другую работу с учетом профессии, специальности, квалификации, должности.

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 9/2016.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Нормирование и тарификация труда" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

Статьи на тему

Оплачиваем труд работников при невыполнении норм выработки, браке и простоях

№11, ноябрь 2018

У водителей-международников между рейсами нет работы: как правильно поступить нанимателю?

№1 , январь 2017

Просто о простоях: 10 ответов на вопросы о временной приостановке работы

№6 , июнь 2016

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.