4 апрель 2014

Содержание

46
Страница № 46

Рекомендации по организации оплаты труда водителей автомобиля: доплаты, надбавки и премии (Продолжение)

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ

(Продолжение. Начало см.: Нормирование и тарификация труда. – 2014. –  № 3.)

Наряду с тарифной частью, а также сдельными расценками заработная плата водителя автомобиля может включать в себя дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты, или так называемую надтарифную часть заработной платы (надбавки, доплаты, премии). В соответствии с законодательством указанные выплаты наниматель вправе применять в порядке, предусмотренном ЛНПА.

Рассмотрим особенности установления и выплаты водителям автомобиля надбавок, доплат, премий.

Ниже перечислены основные виды доплат и надбавок, которые применяются в отношении водителей автомобиля:

1) доплата за совмещение профессий;

2) надбавка за классность;

3) доплата за разделение рабочего дня на части;

4) надбавка за стаж работы (выслугу лет);

5) доплата за подвижной и разъездной характер работы.

Доплата за совмещение профессий (должностей)

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрак­том), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабо­чей смены), должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей), рас­ширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Справочно:
ст. 67 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников» ТК.

Такая работа допускается при условии, что это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работником основной и дополнительной работы.

Основанием для установления доплаты за совмещение профессий (должностей) является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице соответствующей должности (профессии). Размер такой доплаты можно определять как в процентном отношении к тарифной ставке водителя автомобиля (тарифной ставке по совмещаемой профессии (должности)), так и в абсолютном выражении (в определенной сумме).

Конкретный раз­мер доплаты устанавливают на основании приказа (распоряжения) нанимателя в зависимости от сложно­сти, характера, объема выполняемой дополнительной работы, степени использования рабочего време­ни.

Для водителей автомобиля наиболее характерной разновидно­стью указанной доплаты является доплата за совмещение профессии (должности). При этом совмещаемыми могут быть такие профессии (должности), обязанности по которым водитель автомобиля может выполнять во время выполнения работы по управлению транспортным средством: например, экспедитор по перевозке грузов, грузчик.

Пример 1

Водитель автомобиля занят доставкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных накладных и других сопутствующих документов.

Тарифная ставка 1-го разряда в этой организации установлена в размере 750 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя грузового автомобиля ГАЗ грузоподъемностью 4,5 т составит 2,22.

Месячная тарифная ставка водителя указанного автомобиля равна:

750 000 руб. × 2,22 = 1 665 000 руб.

Согласно приказу по организации водителю автомобиля установлена доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов – 15 % от его тарифной ставки.

Произведем расчет заработной платы:

– тарифная ставка – 1 665 000 руб.;

– доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов:

1 665 000 руб. × 0,15 = 249 750 руб.

Итого заработная плата водителя автомобиля за месяц составит 1 914 750 руб.

Важно!
Водителям автомобиля не устанавливается надбавка за совмещение профессии «слесарь по ремонту автомобиля», поскольку в тарифно-квалификационном справочнике для профессии «водитель автомобиля» характеристикой работ и так преду­смотрены обязанности по устранению неисправностей автомобиля.

Надбавка за классность

Надбавка за классность является аналогом надбавки за профессиональное мастерство и применяется исключительно для водителей автомобиля, имеющих II и I классы.

Особенностью указанной надбавки является то, что она может выплачиваться водителю автомобиля по факту присвоения ему класса (независимо от того, каким автомобилем он управляет). При этом соответствующая норма должна быть предусмотрена в ЛНПА.

Например, в ЛНПА может содержаться следующая запись: «Водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, а имеющим I класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».

Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяют по путевому листу установленной формы.

Надбавку за классность не начисляют в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер уже учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Доплата за разделение рабочего дня на части

Рабочий день водителя автомобиля с его согласия может быть разделен на отдельные части.

Между отдельными частями рабочего дня возможны либо 1 перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. Перерыв двумя 2 частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля (постановление № 82).

Документ:
постановление Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей» (далее – постановление № 82).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Время кратковременного отдыха предоставляется в месте текущего расположения автомобиля, а время перерыва между 2 частями смены в рабочее время не включается.

Для конкретного водителя автомобиля такая доплата является постоянной, ее размер устанавливает наниматель по соглашению с работником и, как правило, предусматривает в трудовом договоре (контракте) работника.

Надбавка за стаж работы (выслугу лет)

Надбавка за стаж работы является стимулирующей выплатой, направленной на заинтересованность работников в наличии продолжительного стажа работы в организации и получении соответ­ствующего материального вознаграждения.

Порядок и условия выплаты указанной надбавки предусматривают в ЛНПА и устанавливают, как правило, дифференцированно, в зависимости от величины стажа.

Отметим, что при установлении указанной надбавки стаж работы исчисляется в общем по работе в качестве водителя автомобиля независимо от профиля организаций, в которых работал человек.

Важно!
Для водителей автомобиля надбавка за стаж работы начисляется по общему стажу работы водителя, причем в организациях не только автомобильного профиля.

Приведем основные правила исчисления стажа работы и особенности выплаты указанной надбавки.

Выплата надбавок к тарифным ставкам (в т.ч. при сдельной форме оплаты труда) водителям автомобилей за стаж работы может производиться по стажевым группам в следующих размерах:

– от 1 года до 5 лет – 5 %;

– от 5 до 10 лет – 10 %;

– от 10 до 15 лет – 15 % тарифной ставки пропорционально отработанному времени.

Как правило, надбавку за стаж работы начинают начислять после 1 года работы работника в организации.

При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы или у другого нанимателя стаж работы исчисляется в порядке, предусмотренном для выплаты надбавок с учетом стажа работы.

Документ:
Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Выплаты рассчитывают, как правило, в процентном отношении от тарифа. Но, поскольку тариф может быть с повышениями (например, по Декрету № 29) либо без повышений, нанимателю необходимо определиться, какой тариф применять для исчисления выплат.

Возмещение расходов водителям автомобиля, постоянная работа которых имеет разъездной характер

Работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (ст. 99 ТК).

Важно!
При установлении порядка исчисления стимулирующих и компенсирующих выплат необходимо определить, исходя из какой тарифной части заработной платы они начисляются – с учетом или без учета повышений.

Для водителей автомобиля такую компенсацию устанавливают, как правило, в виде доплаты за подвижной и разъездной характер работы.

Пример 2

Работа водителя автомобиля носит разъездной характер. Соответствующая доплата за разъездной характер работы в размере 15 % тарифной ставки устанавливается пропорционально фактически отработанному им времени.

Всего за январь 2014 г. отработан 21 рабочий день (167 ч), из них 10 дней в разъездах (80 ч).

Заработная плата водителя автомобиля за месяц составит:

– месячная тарифная ставка – 1 665 000 руб.;

– часовая тарифная ставка – 9 970 руб. (1 665 000 руб. / 167 ч);

– надбавка за разъездной характер работы – 119 641 руб. (9 970 руб. × 80 × 0,15).

Всего заработная плата водителя автомобиля за месяц – 1 784 641 руб. (1 665 000 руб. + 119 641 руб).

Справочно:
ст. 99 «Компенсации за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом» ТК.

При необходимости водителям автомобиля устанавливают ненормированный рабочий день (например, водителям служебных легковых автомобилей).

В этих случаях возможная переработка при работе в условиях ненормированного рабочего дня сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ст. 118-1 ТК).

Справочно:
Ст. 118-1 «Ненормированный рабочий день» ТК.

Премирование водителей автомобилей

Порядок и условия выплаты водителям автомобиля премий уста­навливают в ЛНПА.

Важно!
Надбавка (доплата) за ненормированный рабочий день работникам, в т.ч. водителям авто­мобиля, не устанавливается.

Премирование условно подразделяется на премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и специальные виды премий.

Премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности

Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности вводится в целях усиления заинтересованности работников в результатах производства и реализации продукции, повышения эффективности работы, снижения уровня расходов, экономии всех видов материальных затрат и др.

В целях оказания методической помощи при организации премирования постановлением № 29 утверждены Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 «Об утверждении Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности» (далее – постановление № 29).

Указанное премирование должно производиться за показатели, от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации.

Премирование водителей автомобиля может быть как индивидуальным, так и коллективным. При этом водители автомобиля могут премироваться по следующим показателям (условиям):

– выполнение графиков (расписаний) движения, договоров по обслуживанию потребителей;

– выполнение установленных заданий по объему работ (услуг);

– соблюдение и сокращение установленных сроков выполнения работ, утвержденных нормами и нормативами;

– высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и других потребителей, обеспечение сохранности багажа и грузов;

– снижение себестоимости работ (услуг), повышение производительности труда.

Более высокие размеры премий целесообразно предусматривать:

– на основных участках работы, на линиях (направлениях, марш­рутах) с наиболее интенсивным движением;

– в производствах со сложными технологическими процессами, при освоении новой техники;

– на участках, где применяются технически обоснованные нормы и нормативы, нормированные задания.

Премии начисляются за фактически отработанное время в отчетном периоде:

– водителям автомобилей со сдельной формой оплаты труда – на заработок по сдельным расценкам;

– водителям автомобилей с повременной формой оплаты труда – на тарифную ставку (оклад);

За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время премии начисляются на заработок, исчисленный по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад).

Премию, как правило, выплачивают после окончания отчетного периода в сроки, установленные коллективным договором, не позднее 3 недель, следующих за учетным месяцем.

Перечень производственных упущений, за которые работники, в т.ч. водители автомобилей, лишаются премий полностью или частично, наниматель устанавливает в ЛНПА.

Полное или частичное лишение премий производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом нанимателя с обязательным указанием причин.

Специальные виды премий

Специальные виды премий устанавливают и выплачивают в порядке, определенном в ЛНПА.

Справочно:
источником премирования за экономию топливно-энергетических ресурсов является фактически достигнутая их экономия, подтвержденная данными бухгалтерского учета и показаниями приборов.

К специальным видам премий относится премирование:

– за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов: бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, элект­рической, тепловой энергии и др.;

– внедрение новой техники и технологии;

– увеличение пробега новых и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин;

– выполнение плана сдачи лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов;

– увеличение экспорта продукции (работ, услуг).

Основанием для обязательного снижения (лишения) премии являются нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производ­ственные упущения.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.