10 октябрь 2016
13
Страница № 13

Семь особенностей оплаты труда работников убыточных организаций

Дмитрий Скрипченко, канд. экон. наук, Николай Свирид, экономист

Из этого материала вы узнаете:

  • каковы особенности оплаты труда руководителей убыточных организаций?
  • как осуществляется оплата труда служащих при наличии у организации задолженности по заработной плате?
  • необходимо ли индексировать заработную плату при несвоевременной ее выплате?
  • возможно ли повышение тарифных ставок (окладов) в убыточных организациях и в каких случаях на такое повышение налагается запрет?

В республике по-прежнему велико число убыточных организаций. В них принимаются недостаточные меры по снижению себестоимости продукции, замедляются темпы роста, а нередко и снижаются объемы производства и реализации. Также в таких организациях не соблюдается установленное Правительством соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, задерживается ее выплата.

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 597).

В статье рассматриваются предусмотренные законодательством особенности оплаты труда работников убыточных организаций, которые направлены на преодоление трудовым коллективом кризисного состояния организации и на ее финансовое оздоровление.

1. Оплата труда руководителей при убыточной работе организаций

Законодательством о труде определен конкретный порядок оплаты труда руководителей коммерческих организаций при их убыточной работе.

Так, по решению собственника имущества руководителям убыточных организаций, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, по модернизации, а также по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств, могут устанавливаться на период не более 2 лет фиксированные оклады (без начисления на них надбавок, премий, бонусов и других выплат стимулирующего характера) (п. 5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуще­стве, утвержденного постановлением № 597).

Такие фиксированные оклады устанавливаются в размере, кратном среднемесячной заработной плате, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности нарастающим итогом с начала года, и не должны превышать ее размер более чем в 4,5 раза.

Порядок изменения фиксированного оклада определяется органом, заключившим контракт.

Пример 1. Установление фиксированного оклада руководителю убыточной организации

Коммерческая организация не обеспечила обновление ассортимента продукции. В результате резко уменьшились объемы реализации такой продукции на внутренних и внешних рынках. Затраты на производство продукции превысили выручку от ее реализации. Появились убытки, задолженность по выплате заработной платы.

Со 2-го полугодия 2016 г. в организации реализуется комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению и выводу из кризисного состояния.

Собственник имущества заключил контракт с руководителем, установив ему на период вывода организации из кризисного состояния фиксированный должностной оклад, равный 3-кратному размеру среднемесячной заработной платы.

За январь – июнь 2016 г. среднемесячная заработная плата в промышленности Республики Беларусь составила 739,86 руб. Таким образом, размер оклада будет равен 2 219,58 руб. (739,86 × 3).

2. Депремирование руководителей организации при наличии убытков

В этот период на фиксированный должностной оклад не будут начисляться надбавки, премии, бонусы, другие выплаты стимулирующего характера.

Руководителям убыточных организаций могут устанавливаться на период не более 2 лет фиксированные оклады (без начисления на них надбавок, премий, бонусов и других выплат стимулирующего характера).

Руководителям организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:

– рост убытка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;

– задолженность по выплате заработной платы;

– задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами (подп. 2.5 п. 2 постановления № 597).

Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, названные выше.

Документ:
Письмо Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» (далее – письмо № 1-2-12/2735).

Указанная норма обязательна для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственно­сти (за исключением бюджетных организаций) (см. письмо № 1-2-12/2735). Она распространяет свое действие на все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные руководителям организаций в их контрактах, коллективных договорах или иных локальных нормативных правовых актах, и не распространяет свое действие на иные выплаты, осуществляемые в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

3. Оплата труда при наличии задолженности по заработной плате

Выплата заработной платы и погашение задолженности по ней осуществляются нанимателем в сроки, предусмотренные коллективным договором (подп. 1.1 п. 1 Указа № 483).

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее – Указ № 483).

Законодательством предусмотрен комплекс мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по ней. Так, наниматели, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих до ликвидации этой просроченной задолженности. Причем размер такой ставки не должен превышать величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций (подп. 1.3 п. 1 Указа № 483). Исключение – бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

 


Обратите внимание!

Задолженность по выплате заработной платы – это ее невыплата в сроки и в размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением, заключенными и принятыми в соответствии с законодательством, или трудовым договором (письмо № 1-2-12/2735).

Например, если коллективным и трудовым договорами предусмотрена выплата заработной платы 14-го числа месяца, то ее невыплата в этот срок и позже является задолженностью.

Если заработная плата не выплачена до 1-го числа следующего месяца, то имеет место просроченная задолженность по заработной плате.


 

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2016 № 289 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 289).

Пример 2. Установление должностных окладов в связи с возникновением просроченной задолженности по зарплате

Действующие должностные оклады руководителей, специалистов и других служащих организации определены исходя из тарифной ставки 1-го разряда, равной 170 руб. Коллективным договором предусмотрено, что при возникновении просроченной задолженности по выплате заработной платы должностные оклады служащих пересчитываются исходя из тарифной ставки 1-го разряда, установленной для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она в настоящее время согласно постановлению № 289 составляет 29,80 руб.

Просроченная задолженность по заработной плате образовалась в организации в конце июля 2016 г. Это послужило основанием для пересчета должностных окладов с 1 августа 2016 г. В табл. 1 приведены должно­стные оклады служащих, установленные до возникновения просроченной задолженности по выплате заработной платы и пересчитанные в связи с ее появлением.

Таблица 1

Должностные оклады служащих организации

Если по итогам месяца начисленная служащим заработная плата окажется ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного постановлением № 1094 (с учетом индексации), то им будет произведена доплата согласно Закону № 124-З.

4. Индексация заработной платы при ее несвоевременной выплате

При несвоевременной выплате заработной платы она должна быть проиндексирована в порядке и на условиях, преду­смотренных законодательством (ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Документ:
постановление Совета Мини­стров Республики Беларусь от 24.12.2015 № 1094 «Об уста­новлении размера месячной минимальной заработной платы» (далее – постановление № 1094).

Заработная плата, пенсии, стипендии и пособия в случае задержки их выплаты индексируются в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Белстатом (п. 3 Указа № 344).

Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон № 124-З).

Вопросы индексации заработной платы при несвоевременной ее выплате регулируются Инструкцией № 57. Пунктом 12 Инструкции № 57 установлено, что индексации подлежат заработная плата, все виды пенсий, стипендий и пособий, задержка выплаты которых составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодатель­ством, локальным нормативным правовым актом организации, трудовым договором (контрактом) работника.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» (далее – Указ № 344).

Документ:
Инструкция о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 05.08.2009 № 57 (далее – Ин­струкция № 57).

Пример 3. Индексация заработной платы, выплаченной месяцем позже установленного колдоговором срока

Согласно коллективному договору работники организации должны были получить заработную плату за май 14 июня 2016 г. Из-за недостатка денежных средств некоторым работникам она была выплачена 15 июля 2016 г., в связи с чем должна быть проиндексирована. Для этого величину заработной платы нужно скорректировать на индекс потребительских цен за июнь 2016 г., который, по сообщению Белстата, составил по отношению к маю 100,39 %. Индексация суммы заработной платы показана в табл. 2.

Таблица 2

Индексация сумм заработной платы, начисленных работникам

 


Обратите внимание!

Несвоевременно выплаченные суммы индексируются в полном размере за каждый месяц в отдель­ности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.


 

Пример 4. Индексация недоплаты по заработной плате, произведенная по решению суда

По решению суда организация в июне 2016 г. ликвидировала недоплату по заработной плате своему работнику Петрову П.П. за декабрь 2015 г. в сумме 550 руб. Индекс потребительских цен в июне 2016 г. по отношению к декабрю 2015 г. – 107,39 %. Проиндексированная сумма недоплаты составила 590,65 руб. (550 × 107,39 / 100).

5. Повышение тарифных ставок в убыточных организациях

Повышение тарифных ставок (окладов) работников может осуществляться с применением тарифной ставки 1-го разряда или без него (п. 16 Рекомендаций № 67).

Документ:
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).

При использовании тарифной ставки 1-го разряда она может повышаться в порядке, определенном локальным нормативным правовым актом, или по решению нанимателя.

При этом в убыточных организациях (получивших чистый убыток за отчетный период нарастающим итогом с начала отчетного года) нанимателю рекомендуется устанавливать повышение тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от темпов снижения убытков нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года (подп. 17.1.3 п. 17 Рекомендаций № 67). Это также касается организаций, получающих субсидии из бюджета, в т.ч. на возмещение убытков, возникающих при реализации продукции, товаров (работ, услуг), и (или) реализующих коммунальные услуги юридическим лицам с учетом перекрестного субсидирования.

Пример 5. Повышение тарифной ставки 1-го разряда в связи с сокращением убытков организации

В целях стимулирования коллектива убыточной организации к преодолению кризисного состояния и выходу на рентабельную работу, колдоговором предусмотрено повышение действующей тарифной ставки 1-го разряда на 0,4 % на каждый процент снижения убытков по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

По итогам работы за январь – июль 2016 г. убытки организации сократились по сравнению с январем – июлем 2015 г. на 18 %. Это позволило с 1 августа 2016 г. повысить тарифную ставку 1-го разряда на 7,2 % (18 × 0,4).

Повышение тарифных ставок (окладов) работников без применения тарифной ставки 1-го разряда может осуществляться в порядке, определенном локальным нормативным правовым актом, или по решению нанимателя, в зависимости от эффективности хозяйствования в пределах имеющихся финансовых возможно­стей, если иное не установлено законодательством (п. 18 Рекомендаций № 67).

6. Повышение тарифных ставок в организациях ЖКХ, получающих субсидии из бюджета и (или) реализующих коммунальные услуги по тарифам с учетом перекрестного субсидирования

Рекомендациями № 19, согласованными с Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, в п. 3 предусмотрено: при формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций ЖКХ, получающих субсидии из бюджета на возмещение разницы в ценах (тарифах) и (или) реализующих коммунальные услуги юридическим лицам по тарифам с учетом перекрестного субсидирования с применением тарифной ставки 1-го разряда, рекомендуется учитывать, что ее размер в организациях, а также средневзвешенный размер (при применении в них двух и (или) более размеров тарифной ставки 1-го разряда) не должны превышать бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ) для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке.

Документ:
Рекомендации о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденные постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 12.08.2011 № 19 (далее – Рекомендации № 19).

Исходя из Рекомендаций № 19, размер тарифной ставки 1-го разряда может повышаться только по мере роста БПМ (см. табл. 3).

Таблица 3

Повышение тарифной ставки 1-го разряда

7. Запреты на повышение тарифных ставок

Субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в ФСЗН, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности (п. 3 постановления № 1972).

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершен­ствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (далее – по­становление № 1972).

Министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в годовых прогнозах развития предприятий устанавливают дифференцированные нормативы формирования фонда заработной платы по показателям производственной продукции или выполняемого объема работ (услуг) с учетом достигнутого уровня использования ресурсов, состояния нормирования и роста производительности труда.

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (далее – по­становление № 744).

На обеспечение рентабельной работы организаций и соблюдение сроков выплаты заработной платы направлено постановление № 744, которым:

– установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0 (п. 1);

– рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т.ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда (п. 2).

Необходимо отметить, что к тем организациям, которые не предпринимают мер по улучшению финансового состояния и ликвидации убыточности в установленном законодательством порядке, применяются штрафы и иные экономические (финансовые) санкции в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.