4 апрель 2021
10
Страница № 10

Может ли наниматель в настоящее время ввести гибкие условия оплаты труда для работников?

Елена Секержицкая, эксперт в области законодательства о труде и заработной плате

В начале прошлого года отменены Рекомендации № 104, в которых были перечислены виды гибких систем оплаты труда, а также этапы их создания. Что означает эта отмена для нанимателей? Остались ли для применения гибкие системы оплаты труда и что можно к ним отнести сегодня? Мы попросили эксперта разъяснить конкретную производственную ситуацию.

Документ:
Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих орга­низациях, утверж­денные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 (далее – Рекомен­дации № 104). Документ утратил силу 27.01.2020 в связи с принятием постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11.

Ситуация

Коммерческая организация в настоящее время использует тарифную сетку, построенную по аналогии с ЕТС. Однако подход к оплате перестал устраивать. Наниматель предлагает внести изменения в тарифную систему оплаты труда и разработать собственную тарифную сетку, которая бы в более полной мере учитывала специфику труда и способствовала усилению заинтересованности работников в конечных результатах деятельности организации.

Будет ли это являться введением гибкой системы оплаты труда?

Новые подходы в вопросах оплаты труда реализованы Указом № 181. Он был принят в целях реализации положений Директивы № 4, которой была исключена излишняя необходимость регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций со стороны государства. Указ № 181 придал рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников (далее – ЕТС). Он предоставил коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям право применять различные системы оплаты труда, как с применением ЕТС, так и без нее, в т.ч. с использованием зарубежного опыта.

Документ:
Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).

Впоследствии в целях оказания методической помощи руко­водителям и специалистам организаций в разработке систем оплаты труда работников, увязанных с эффективностью их деятельно­сти и максимально учитывающих вклад каждого работника, были приняты Рекомендации № 104, отмененные в 2020 г.

Вышеуказанные документы способствовали широкому распространению понятия «гибкие системы оплаты труда».

Под гибкой понимается система оплаты труда, которая устанавливает зависимость уровня заработной платы конкретного работника от показателей эффективности его труда.

Гибкие системы оплаты труда предполагают установление дифференцированных условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности организации, его предприимчивость, творческий подход.

С учетом норм Указа № 181 и рекомендаций по формированию различных систем оплаты труда, утвержденных Минтруда и соц­защиты, до 2020 г. гибкие системы оплаты труда могли устанавливаться с применением ЕТС, тарифной сетки, разработанной в организации, на основе комиссионной системы, грейдов и др...

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 4/2021.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.